О совершенствовании гражданско-правовых отношений в области электроснабжения: комментарии к новой редакции Правил электроснабжения

О совершенствовании гражданско-правовых отношений в области электроснабжения: комментарии к новой редакции Правил электроснабжения

В Республике Беларусь утверждены Правила электроснабжения в новой редакции, которые с 1 февраля 2016 года вступают в силу. Разъяснения по применению новых Правил электроснабжения — в комментарии начальника производственно-технического управления Министерства энергетики Дерягина Д.А.

23 октября 2015 года Советом Министров Республики Беларусь принято постановление №895 «О некоторых вопросах в области электроснабжения», которым предусматривается внесение изменений и дополнений в Правила электроснабжения, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 года №1394, с изложением их в новой редакции. Постановлением также вносится ряд изменений и дополнений в документы, имеющие непосредственное отношение к тем или иным положениям новой редакции Правил, в том числе:

Положение о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2006 года №269;

единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года №156;

Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 года №399;

типовой договор на оказание услуг по техническому обслуживанию жилого дома, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов и пользованию лифтом, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 года №99.

Утверждение новой редакции документа обусловлено необходимостью гармонизации норм действующих Правил электроснабжения с правовыми предписаниями нормативных правовых актов, принятых за период 2011–2015 годы и регулирующих смежные с предметом Правил электроснабжения отношения, а также необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании в области электроснабжения, выявленных по результатам анализа правоприменения на практике норм действующих Правил электроснабжения.

Так, документом предусматривается актуализировать и конкретизировать:

субъектный состав участников гражданско-правовых отношений в области электроснабжения, их права и обязанности, в том числе в отношении иностранных организаций, выполняющих по договору на территории Республики Беларусь работы и (или) оказывающих услуги, представительств иностранных организаций;

порядок подключения электроустановок заинтересованных лиц к электрическим сетям, в том числе с учетом проведенной Министерством энергетики работы по повышению рейтинга Республики Беларусь по показателю «Подключение к системе электроснабжения» ежегодного отчета Всемирного банка «Ведение бизнеса»;

порядок формирования договорных отношений с гражданами, использующими электрическую энергию для бытового потребления;

порядок и условия формирования и реализации договорных отношений в области электроснабжения между энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белэнерго» (РУП-облэнерго), и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), имеющими в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении электрогенерирующие источники (владельцы блок-станций), на электроснабжение электроустановок владельцев блок-станций от электрической сети РУП-облнерго; поставку (для целей продажи) в электрическую сеть РУП-облэнерго электрической энергии, произведенной владельцами блок-станций; передачу указанной энергии по электрической сети РУП-облэнерго обособленным структурным подразделениям владельцев блок-станций; транзитный переток данной энергии;

порядок расчетов за услуги электроснабжения, в том числе документального оформления выявленных фактов самовольного (бездоговорного), безучетного потребления электрической энергии, с установлением общих правил перерасчета (расчета) за потребленную (потребляемую) электрическую энергию в случаях ее самовольного (бездоговорного), безучетного потребления и при иных нарушениях в работе средств расчетного учета электрической энергии (мощности);

порядок организации эксплуатации (ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена) средств расчетного учета, включая автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ).

В данной статье более подробно рассматриваются вопросы совершенствования гражданско-правовых отношений в области электроснабжения жилых помещений в многоквартирном жилищном фонде республики.

Первое, что следует отметить: Правила электроснабжения приняты в развитие норм Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В соответствии с п. 66 действующих Правил электроснабжения договор электроснабжения заключается с нанимателем, собственником одноквартирного, блокированного жилого дома, других капитальных строений, в которых электрическая энергия используется для бытового потребления, а также с нанимателями, собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах. При этом порядок формирования договорных отношений на электроснабжение жилых помещений (квартир) имеет отличие в зависимости от нахождения жилого помещения (квартиры) в составе:

частного либо государственного жилищного фонда;

многоквартирного либо одноквартирного (блокированного) жилого дома.

Исходя из общих правил гражданского законодательства договор энергоснабжения (электроснабжения) заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с п. 3 действующих Правил электроснабжения под абонентом следует понимать потребителя электрической энергии, электроустановки которого непосредственно присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации, заключившего с энергоснабжающей организацией договор электроснабжения; под энергоснабжающей организацией – организацию независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющую продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и имеющую в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении электрические сети.

Таким образом, исходя из общих правил гражданского законодательства в многоквартирных жилых домах для граждан, являющихся собственниками жилых помещений (квартир), энергоснабжающей организацией должна являться организация, в чьей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся внутридомовые электрические сети общего пользования, а также товарищество собственников, организация застройщиков, уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, то есть организация, имеющая общую границу балансовой принадлежности электрических сетей с собственниками жилых помещений (квартир).

В указанных условиях РУП-облэнерго должны формировать договорные отношения на электроснабжение многоквартирного жилого дома с организацией, в чьей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся внутридомовые электрические сети общего пользования, а также товариществом собственников, организацией застройщиков, уполномоченным лицом по управлению общим имуществом, с обеспечением расчетов за потребленную электрическую энергию на основании показаний средства группового расчетного учета электрической энергии, устанавливаемого во вводном распределительном устройстве многоквартирного жилого дома.

Вместе с тем наследуемая со времен распада Союза ССР практика формирования в многоквартирном жилищном фонде прямых договорных отношений на электроснабжение между РУП-облэнерго и населением, а также отсутствие правоспособности РУП-облэнерго в одностороннем порядке расторгнуть эти отношения ограничивают практику формирования договорных отношений с обеспечением расчетов с РУП-облэнерго за потребленную электрическую энергию на основании показаний средства группового расчетного учета электрической энергии, устанавливаемого во вводном распределительном устройстве многоквартирного жилого дома.

Справочно: В соответствии с п. 65 действующих Правил электроснабжения товариществам собственников, организациям застройщиков, а также уполномоченным лицам по управлению общим имуществом при наличии средств группового расчетного учета электрической энергии предоставлено право заключать с энергоснабжающей организацией договор электроснабжения многоквартирного жилого дома с обеспечением расчетов за потребленную электрическую энергию на основании показаний средств группового расчетного учета электроэнергии.

Следует отметить, что на практике при формировании в государственном многоквартирном жилищном фонде прямых договорных отношений с нанимателями жилых помещений (квартир) имеют место случаи, когда организации, в чьей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся жилые помещения (квартиры), при расторжении договоров найма жилых помещений (квартир) не производят сверку наличия либо отсутствия задолженности нанимателей за потребленные услуги электроснабжения и не уведомляют РУП-облэнерго о расторжении указанных договоров найма, что приводит к образованию у РУП-облэнерго дебиторской задолженности, взыскание которой зачастую ведет к необоснованным затратам.

В рамках деятельности Министерства энергетики по совершенствованию порядка формирования договорных отношений в области электроснабжения выработана согласованная с заинтересованными органами государственного управления позиция, предусматривающая, что в многоквартирном жилищном фонде прямые договорные отношения на электроснабжение могут устанавливаться РУП-облэнерго только с собственниками квартир частного жилищного фонда или нанимателями квартир государственного жилищного фонда. Указанные подходы закреплены в новой редакции Правил электроснабжения.

В соответствии с п.3 Правил электроснабжения в новой редакции под абонентом следует понимать в том числе потребителя электрической энергии, электрические сети и электроустановки которого присоединены к электрическим сетям РУП-облэнерго опосредованно через транзитные электрические сети и заключившего с РУП-облэнерго договор электроснабжения в соответствии с п.74 данных Правил.

В соответствии с п.74 Правил электроснабжения в новой редакции в многоквартирном жилищном фонде условием для заключения договора электроснабжения между РУП-облэнерго и собственниками квартир частного жилищного фонда или нанимателями квартир государственного жилищного фонда через внутридомовые (транзитные) электрические сети общего пользования является письменное предложение владельца внутридомовой (транзитной электрической сети) о заключении данных договоров, направленное в адрес РУП-облэнерго и содержащее обосновывающую информацию и ходатайство о заключении между РУП-облэнерго и владельцем внутридомовой (транзитной) электрической сети соглашения о транзите электрической энергии.

При этом в соглашении должны отражаться сведения о разграничении ответственности его сторон за обеспечение надежной и безопасной эксплуатации внутридомовых (транзитных) электрических сетей и электрооборудования, обеспечение требуемого качества электрической энергии, поставляемой собственникам квартир частного жилищного фонда или нанимателям квартир государственного жилищного фонда, порядок информирования указанных собственников или нанимателей квартир о плановых перерывах, причинах и сроках перерыва в оказании услуг электроснабжения, а также другие условия, предусмотренные Правилами электроснабжения и законодательством.

В части иных условий следует отметить, что в соответствии с п.222 Правил электроснабжения в новой редакции при расторжении нанимателем договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда или переоформлении договора найма на другого гражданина организация, в хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находится жилое помещение государственного жилищного фонда, обязана в течение 5 календарных дней письменно сообщить об этом энергоснабжающей организации (РУП-облэнерго).

За товариществами собственников, организациями застройщиков, уполномоченными лицами по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома, а также организациями, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся многоквартирные жилые дома, при наличии средства группового учета, прошедшего метрологический контроль в соответствии с законодательством в области обеспечения единства измерений сохраняется право заключить с энергоснабжающей организацией договор электроснабжения многоквартирного жилого дома с обеспечением расчетов за потребляемую электрическую энергию на основании показаний средства группового расчетного учета (п. 76 Правил электроснабжения в новой редакции).

Зона ответственности за эксплуатацию внутридомовых электрических сетей уточнена в п. 38 Правил электроснабжения в новой редакции. В частности определено, что в многоквартирном жилом доме граница эксплуатационной ответственности сторон внутридомовых электрических сетей устанавливается:

в групповом этажном электрощитке – на контактном соединении ответвления электропроводки в квартиру;

в индивидуальном этажном (квартирном) электрощитке – на контактном соединении ответвления электропроводки в квартиру, расположенном до отключающей и защитной аппаратуры, установленной в данном электрощитке.

При этом ответственность за состояние и обслуживание указанных контактных соединений несет организация, осуществляющая эксплуатацию жилого дома. Собственник жилого помещения частного жилищного фонда или наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда несет ответственность за состояние и обслуживание индивидуального этажного (квартирного) электрощитка, электропроводки ответвления в квартиру и внутриквартирной электропроводки.

Указанные уточнения также вносятся в Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений и типовой договор на оказание услуг по техническому обслуживанию жилого дома, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов и пользованию лифтом.

В части требований к установке в многоквартирном жилищном фонде средств расчетного учета электрической энергии следует отметить следующее.

В жилых домах с разрешенной к использованию мощностью более 3,5 кВт на квартиру в качестве средств расчетного учета должно предусматриваться применение многотарифных (не менее четырех тарифов) статических счетчиков, обеспечивающих возможность их объединения в АСКУЭ по цифровым интерфейсам (п. 142 Правил электроснабжения в новой редакции).

В жилых домах, в том числе встроенных (пристроенных) помещениях, в которых расположены магазины, кафе, бары, парикмахерские, швейные мастерские и др., средства расчетного учета устанавливаются в индивидуальных вводных устройствах каждой из этих организаций независимо от точки присоединения (п.144 Правил электроснабжения в новой редакции).

В части требований к эксплуатации в многоквартирном жилищном фонде средств расчетного учета электрической энергии уточняющими являются следующие положения.

В многоквартирных жилых домах, оснащенных АСКУЭ, сохранность, целостность, ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверку работоспособности, плановую замену средств расчетного учета, включая АСКУЭ, измерительные трансформаторы тока, счетчики граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, счетчики, учитывающие расход электрической энергии на общедомовые нужды, устройства сбора и передачи данных, кабели связи в пределах объекта электроснабжения и другие устройства беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, обеспечивает организация, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой находятся указанные средства (приборы, устройства), или энергоснабжающая организация на договорной основе (п.152 Правил электроснабжения в новой редакции).

В многоквартирных жилых домах ответственность за наличие и исправность запирающих устройств на (в) групповых этажных электрощитках, обеспечивающих сохранность средств расчетного учета граждан, возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию жилого дома (п.151 Правил электроснабжения в новой редакции).

Средства расчетного учета многоквартирных жилых домов, в том числе АСКУЭ, средства расчетного учета электрической энергии, потребляемой электроприемниками общедомовых нужд (освещение мест общего пользования, движение лифтов и работа другого оборудования, связанного с потреблением электрической энергии), средства группового учета дома (подъезда) – балансные счетчики, средства расчетного учета квартир, размещенные в групповых этажных электрощитках, устройства сбора и передачи данных, каналы связи в пределах объекта электроснабжения и другие устройства беспроводной связи для осуществления дистанционного сбора данных расчетного учета, могут безвозмездно передаваться на баланс энергоснабжающей организации.

В случае безвозмездной передачи указанных средств (приборов, устройств) на баланс энергоснабжающей организации ремонтное и метрологическое обслуживание, восстановление, проверка работоспособности, плановая замена таких средств (приборов, устройств) осуществляются энергоснабжающей организацией за счет средств, предусмотренных при формировании в установленном законодательством порядке тарифов на электрическую энергию (п.156 Правил электроснабжения в новой редакции).

Граждане обязаны обеспечить в согласованное сторонами время доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые и (или) нежилые помещения уполномоченным представителям энергоснабжающей организации и (или) органов госэнергонадзора (при предъявлении служебного удостоверения) к электроустановкам и средствам расчетного учета для снятия показаний, контроля за выполнением требований технических нормативных правовых актов к устройству, надежной и безопасной эксплуатации электроустановок, настоящих Правил и условий договора электроснабжения, а также для приостановления предоставления услуг электроснабжения в случае их неоплаты (п.162 Правил электроснабжения в новой редакции).