О правилах подготовки к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года

О правилах подготовки к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года

20 мая 2020 года вступили в силу Правила подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14 мая 2020 года № 286. В Правилах установлен порядок подготовки организаций независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, имеющих в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или ином законном основании) теплоисточник, и (или) тепловую сеть, и (или) систему теплопотребления (за исключением организаций, использующих в качестве теплоносителя иные жидкости, отличные от воды и пара), и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, к работе в осенне-зимний период.

Правилами установлены следующие требования:

теплоустановки и тепловые сети должны соответствовать обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, в том числе требованиям технического кодекса установившейся практики ТКП 458-2012 (02230) «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей» и технического кодекса установившейся практики ТКП 459-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей», утвержденных постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 26 декабря 2012 г. № 66;

своевременная готовность организации к работе в осенне-зимний период подтверждается оформленным в установленном Правилами порядке и зарегистрированным до 30 сентября текущего года в органе государственного энергетического и газового надзора (далее – орган госэнергогазнадзора) паспортом готовности теплоисточника и (или) паспортом готовности потребителя;

Проверке готовности к работе в ОЗП с оформлением паспорта готовности подлежат:

теплоисточники с установленной мощностью 50 кВт и более, независимо от мощности установленных в них котлов с принудительной циркуляцией теплоносителя, осуществляющие теплоснабжение объектов жилищного фонда, социального и культурно-бытового назначения, учреждений образования, а также теплоисточники мощностью более 100 кВт независимо от мощности установленных в них котлов, за исключением отпускающих тепловую энергию на технологические нужды;

организации, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или ином законном основании) системы теплопотребления;

организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;

организации, осуществляющие передачу тепловой энергии.

При наличии в перечисленных организациях в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании) теплоисточников, не подлежащих оформлению и регистрации паспортов готовности теплоисточников, акт проверки готовности потребителя тепловой энергии оформляется при дополнительном выполнении условий готовности теплоисточника, предусмотренных в пункте 28 Правил.

В целях своевременной подготовки народного хозяйства к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года, обеспечения устойчивого и надежного энергоснабжения потребителей, предупреждения аварий на электро-, теплоустановок и тепловых сетях Госэнергогазнадзор информирует:

  1. Организации, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законодательном уровне) системы теплопотребления и организации, осуществляющие передачу тепловой энергии.

1.1. На основе анализа функционирования в предыдущий осенне-зимний период систем теплопотребления до 15 июня текущего года разработать планы организационно-технических мероприятий по подготовке к работе в осенне-зимний период с учетом требований законодательства, предписаний и рекомендаций органа госэнергогазнадзора, органов государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.

1.2. Оформить акты проверки готовности потребителя до 20 сентября текущего года с учетом выполнения комплекса мероприятий по обеспечению устойчивой и надежной работы теплоустановок и тепловых сетей в осенне-зимний период:

выполнить работы по техническому обслуживанию, ремонту, замене оборудования теплоустановок, трубопроводов и (или) тепловых сетей, тепловых пунктов, систем теплопотребления;

выполнить гидравлические испытания тепловых сетей, водоподогревателей, гидравлические испытания и промывку тепловых пунктов, систем теплоснабжения вентиляции, систем отопления в присутствии представителя энергоснабжающей организации с оформлением акта, содержащего сведения о параметрах испытаний, а также о максимальном рабочем давлении теплоносителя (при теплоснабжении от собственного теплоисточника вместо подписи представителя энергоснабжающей организации ставится подпись представителя организации – владельца теплоисточника);

выполнить ревизию запорной и регулирующей арматуры, обеспечить плотность закрытия запорной и регулирующей арматуры;

восстановить теплоизоляционные покрытия трубопроводов и оборудования систем теплопотребления;

произвести замену, ремонт и наладку автоматики регулирования расхода и температуры теплоносителя в системах отопления, вентиляции и на водоподогревателях;

выполнить поверку приборов учета тепловой энергии;

обеспечить наличие в тепловых пунктах температурных графиков внутренних систем теплопотребления, руководство по эксплуатации, инструкции по охране труда, принципиальная схема расположенных в нем трубопроводов и оборудования с нумерацией арматуры и расстановкой КИПиА;

подготовить полный комплект технической документации на теплоустановки и тепловые сети;

 укомплектовать штат персоналом для эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей, прошедшим обучение и проверку знаний действующих ТНПА в установленном порядке (допускается эксплуатация теплоустановок и тепловых сетей по договорам со специализированной организацией в соответствии с требованиями ТКП 458-2012 (Изменение №2 п. 4.5);

обеспечить выполнение предписаний и рекомендаций органа госэнергогазнадзора;

выполнить поверку технических манометров в соответствии с утвержденным графиком;

         Справочно: техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь установлены требования о необходимости периодического проведения поверки технических манометров, используемых организациями — потребителями тепловой энергии и установленных на трубопроводах и оборудовании в системах теплопотребления (центральные и индивидуальные тепловые пункты, отопление, горячее водоснабжение, теплоснабжение вентиляции и др.). Данные системы (за исключением находящихся у них оборудования и трубопроводов поднадзорных Госпромнадзору) не входят в сферу государственной метрологии согласно “Перечню областей в сфере законодательной метрологии, в которых применение средств измерений  допускается после их поверки с установленной периодичностью (межповерочным интервалом) юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу”, утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 16 марта 2007 г. № 17.

          В соответствии со ст. 25 Закона Республики Беларусь “Об обеспечении единства измерений” (далее – Закон) периодичность осуществления поверки средств измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, устанавливается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами, применяющими эти средства измерений.         

         Межповерочный интервал и обоснованные сроки проведения поверок устанавливается распорядительным документом организации — потребителя тепловой энергии.

1.3. Выполнить комплекс мероприятий по обеспечению устойчивой и надежной работы электроустановок и электрических сетей в осенне-зимний период, предусмотрев:

 проверку исправности устройств АВР, соответствия уставок релейной защиты заданным;

 обеспечение работоспособности автономных резервных источников электрической энергии;

 принятие мер по приведению схем электроснабжения в соответствие с категорийностью электроприемников, обратив особое внимание на электроприемники I и I особой категорий по надежности электроснабжения (объекты здравоохранения и жизнеобеспечения);

своевременный ремонт поврежденных кабельных и воздушных линий, обеспечив до начала ОЗП исправное состояние всех, имеющихся на балансе, линий электропередачи;

проведение периодических ЭФИ и испытаний электрооборудования и сетей;

ремонт кровли, помещений и строительных конструкций КТП, ТП, обеспечение их надежными запирающими устройствами;

выполнение в РУ, ТП, РП всех регламентных работ, предусмотренных требованиями ТКП 181-2009 (02230) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;

выполнение предписаний и рекомендаций органа Госэнергогазнадзора в части обеспечения надежности электроснабжения.

  1. Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда:

2.1. При подготовке ЦТП, ИТП, ТП и внутридомовых систем теплопотребления к работе в ОЗП выполнить ремонт и испытания оборудования и тепловых сетей, с учетом требований Правил и ТКП 458-2012 (02230) «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей».

2.2. Обеспечить выполнение всех мероприятий для потребителей тепловой энергии, указанных в пунктах 1.1 – 1.3 настоящего письма, а также:

установку, при необходимости, в жилых домах расчетных дросселирующих устройств (под контролем и по согласованию с представителем энергоснабжающей организации) с установкой пломб энергоснабжающей организации и составлением акта;

приведение в порядок помещений и строительных конструкций тепловых пунктов, обслуживающих жилищный фонд, и установку на дверях надежных запирающих устройств;

утепление оконных и дверных проемов мест общего пользования, а также лестничных клеток, чердаков, подвальных помещений, технических подполий, восстановление нарушенного остекления в местах общего пользования жилых домов;

выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту оборудования и распределительных тепловых сетей (квартальных), находящихся на балансе данных организаций;

проведение работ согласно разработанным и утвержденным графикам по техническому обслуживанию и ремонту внутренних и подводящих инженерных коммуникаций, источников электро- и водоснабжения, приборов учета тепловой энергии, в том числе по своевременной поверке этих приборов;

приведение технического состояния трубопроводов и оборудования холодного водоснабжения в тепловых пунктах и подвальных помещениях жилых домов в соответствие требованиям ТНПА;

проведение работ по техническому обслуживанию дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их ремонт в многоквартирных домах, использующих поквартирное газовое оборудование для отопления и горячего водоснабжения.

  1. Проверка выполнения условий готовности организаций, имеющих в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законодательном уровне) системы теплопотребления, организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года должна проводится комиссией, назначаемой распорядительным документом организации не позднее чем за 10 дней до начала работы комиссии.

В состав комиссии в обязательном порядке включаются: руководители и другие ответственные должностные лица организации, представитель местного исполнительного и распорядительного органа или уполномоченной им организации по согласованию — для жилищного фонда, не находящегося на обслуживании организаций входящих в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства, а также представитель органа госэнергогазнадзора по согласованию.

  1. Организации, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании) теплоисточники и (или) тепловые сети, системы теплоснабжения (далее – владелец теплоисточника):

4.1. На основе анализа функционирования оборудования теплоисточника и тепловых сетей в предыдущий ОЗП разработать организационно-технические мероприятия по подготовке теплоисточника и (или) тепловых сетей к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года;

4.2. Выполнить комплекс мероприятий по обеспечению устойчивого и надежного теплоснабжения в предстоящий осенне-зимний период, предусмотрев:

проведение работ на теплоисточнике, тепловых сетях, насосных, тепловых пунктах (по балансовой принадлежности) по техническому обслуживанию, ремонту и замене оборудования, трубопроводов, систем регулирования и учета тепловой энергии;

проведение промывки, испытания и наладку оборудования теплоисточников, тепловых сетей и тепловых пунктов;

проведение проверки плотности закрытия запорной, дренажной, воздухоспускной и регулирующей арматуры на тепловых сетях и тепловых пунктах;

наличие устройств защиты и средств автоматики, оснащение котлов работоспособными предохранительными устройствами, в т.ч. на теплоисточниках, не подлежащих регистрации в Госпромнадзоре;

восстановление тепловой изоляции элементов котла, расширительных баков, трубопроводов с повышенной температурой, доступных для обслуживающего персонала, включая газоходы;

выполнение проверки технического состояния теплосчетчиков, КИП и систем автоматики;

наличие Положения о взаимоотношениях с потребителями и взаимодействии при авариях и инцидентах;

наличие графика перевода теплоисточника на резервный вид топлива;

обеспечение нормативного запаса топлива в количестве, обеспечивающем надежную работу теплоисточника;

обеспечение соответствия установленным требованиям схем внешнего электроснабжения, а также оборудования собственных электрических и тепловых нужд;

принятие мер по повышению надежности электроснабжения теплоисточников, запитанных от одного источника питания или по одной линии электропередачи;

выполнение мероприятий по предписаниям и рекомендациям органа Госэнергогазнадзора, Госпромнадзора и органов государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, касающихся подготовки к работе в осенне-зимний период.

4.3. Проверка готовности теплоисточника и тепловых сетей к работе в осенне-зимний период должна проводиться комиссией, назначаемой распорядительным документом владельца теплоисточника не позднее чем за 10 дней до начала работы комиссии.

В состав комиссии в обязательном порядке включаются: представители владельца теплоисточника, представитель местного исполнительного и распорядительного органа или уполномоченной им организации по согласованию — для теплоисточников, отапливающих жилищный фонд (кроме теплоисточников энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго» и теплоисточников, находящихся на обслуживании организаций, входящих в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства), а также представитель органа госэнергогазнадзора по согласованию.

4.4. Готовность котельной мощностью более 200 кВт независимо от мощности установленных в ней котлов дополнительно подтверждается наличием заключения Госпромнадзора по результатам обследования котельной представителем Госпромнадзора в части ее готовности к работе в осенне-зимний период по форме, определяемой Министерством по чрезвычайным ситуациям.

 

  1. Перечень документов, подлежащих рассмотрению представителем органа госэнергогазнадзора при участии в работе комиссии по проверке готовности потребителей тепловой энергии и теплоисточников к работе в ОЗП.

5.1. При проверке готовности теплоустановок и тепловых сетей потребителя тепловой энергии:

приказ о назначении комиссии по проверке готовности к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года;

план организационно-технических мероприятий по подготовке к работе в осенне-зимний период 2020/2021;

документы, подтверждающие наличие в организации лица, ответственного за тепловое хозяйство, и подготовленного персонала, эксплуатирующего теплоустановки и тепловые сети, или договор со специализированной организацией на обслуживание теплоустановок и тепловых сетей;

перечень объектов организации, использующих тепловую энергию, подписанный ее руководителем;

свидетельства о поверке контрольно-измерительных приборов, в т.ч. приборов учета тепловой энергии;

акты на выполненные работы по испытаниям тепловых сетей, испытаниям и промывкам систем отопления, трубопроводов и оборудования тепловых пунктов, систем теплоснабжения вентиляционных установок, по испытаниям водоподогревателей, подписанные уполномоченным представителем энергоснабжающей организации с указанием его должности, фамилии и инициалов;

утвержденный график поверки технических манометров;

оформленный организацией в двух экземплярах акт проверки готовности потребителя тепловой энергии (теплоисточника) к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года;

акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

5.2. При проверке готовности организаций, эксплуатирующих многоквартирные жилые дома с поквартирной установкой отопительного и водогрейного газоиспользующего оборудования с организованным отводом продуктов сгорания:

перечень многоквартирных жилых домов с поквартирной установкой отопительного и водогрейного газоиспользующего оборудования с организованным отводом продуктов сгорания;

акты проверки технического состояния дымовых и вентиляционных каналов в жилищном фонде;

графики периодических (повторных) проверок и прочисток дымовых и вентиляционных каналов;

технологическая карта (технологическая инструкция) на производство работ по периодическим (повторным) проверкам и прочисткам дымовых и вентиляционных каналов (при выполнении работ собственными силами организации);

документы, подтверждающие выполнение планового технического обслуживания вводных и внутренних газопроводов общего пользования;

акты комиссионного обследования вводных и внутренних газопроводов общего пользования с истекшим нормативным сроком эксплуатации.

5.3. При проверке готовности теплоисточника дополнительно предъявляются следующие документы:

 заключение Госпромнадзора о готовности поднадзорного ему котельного оборудования теплоисточника более 200 кВт к работе в осенне-зимний период 2020/2021 года;

Положение о взаимоотношениях с потребителями и взаимодействии при аварийных ситуациях (при отпуске тепловой энергии сторонним потребителям).

5.4. При проверке готовности электроустановок потребителя тепловой энергии и теплоисточника:

протоколы эксплуатационных испытаний и электрофизических измерений электроустановок;

сведения об организации эксплуатации электроустановок (наличие обслуживающего персонала или договора на обслуживание электроустановок, наличие лица, ответственного за электрохозяйство);

согласованную и утвержденную однолинейную схему электроснабжения;

Положение о взаимоотношениях между энергоснабжающей организацией и потребителем электрической энергии при наличии у потребителя на балансе электроустановок, включенных в транзитную часть энергоснабжающей организации, и (или) имеющие собственные электростанции или АИЭ, от которых может быть подано напряжение в сеть;

акты проверки срабатывания АВР (для потребителей, имеющих электроприемники I и I особой категории).

Руководитель организации обязан организовать работу комиссии по проверке готовности к осенне-зимнему периоду 2020/2021 года, предварительно в письменной форме пригласив для участия в ней представителя органа госэнергогазнадзора.

Результатом работы комиссии, при выполнении всех условий готовности, является подписанный ею «Акт проверки готовности к работе в осенне-зимний период», к которому прилагается перечень всех объектов, принадлежащих данной организации (по жилищному фонду – перечень жилых домов). На основании указанного акта организацией – потребителем тепловой энергии (владельцем теплоисточника) оформляется «Паспорт готовности к работе в осенне-зимний период» в порядке, предусмотренном Правилами, который регистрируется в органе Госэнергогазнадзора.

Организации, у которых имеются объекты с теплоисточниками, тепловыми сетями, системами теплопотребления в разных административно-территориальных единицах (районах), оформляют и регистрируют паспорта готовности в органе госэнергогазнадзора по месту нахождения объекта.

Регистрация паспорта готовности потребителя тепловой энергии и теплоисточника к работе в осенне-зимний период является административной процедурой, осуществляемой органом Госэнергогазнадзора на основании пункта 3.32. единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. №156.

Согласно требованиям Правил теплоснабжения абонент (за исключением индивидуальных предпринимателей и граждан), организация, осуществляющая передачу тепловой энергии (транспортирующая организация), обязаны до начала отопительного сезона оформить и передать энергоснабжающей организации копию зарегистрированного в установленном порядке в органе госэнергогазнадзора паспорта готовности потребителя тепловой энергии к работе в осенне-зимний период.

За несвоевременную подготовку к ОЗП руководитель организации несет ответственность в соответствии с законодательством.

Непринятие мер по подготовке теплоиспользующего оборудования для работы в осенне-зимний период влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 20.11.

Материалы подготовлены Государственным энергетическим и газовым надзором.