Республика Беларусь в целях приобретения мирового опыта активно и плодотворно взаимодействует с международными организациями, в том числе с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Еврокомиссией, Всемирной ассоциации операторов атомных электростанций (ВАО АЭС).

 

МАГАТЭ

Строительство первой белорусской атомной электростанции осуществляется в тесном сотрудничестве с МАГАТЭ и другими международными организациями. МАГАТЭ оказывает Республике Беларусь эффективную консультационную и экспертную поддержку, методологическую и техническую помощь по вопросам, связанным с развитием национальной ядерной энергетической программы, в том числе по вопросам создания нормативной правовой базы в области ядерной энергетики, энергетического планирования, подготовки кадров и другим.

В сентябре 2015 года в штаб-квартире Международного агентства в Вене в рамках проведения 59-й Генеральной конференции Республика Беларусь была избрана в Совет управляющих МАГАТЭ. С 2015 года Белорусская АЭС ежегодно представляет собственную экспозицию на Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии.

На данном этапе особую роль играет работа с МАГАТЭ по вопросам реализации национальной ядерно-энергетической программы и развития инфраструктуры ядерной энергетики. Важной составляющей взаимодействия с МАГАТЭ в этой области является приглашение в Беларусь оценочных миссий Агентства. Такие миссии проводятся не только в целях получения высокопрофессиональной оценки безопасности строящейся АЭС, но и как мера по повышению доверия международного сообщества к белорусской ядерно-энергетической программе.

В 2012-2020 гг. в Республике Беларусь проведены ключевые миссии МАГАТЭ, рекомендованные для стран, строящих свою первую АЭС:

— миссия по интегрированной оценке национальной ядерно-энергетической инфраструктуры (INIR 1 и 2) (2012 г.);

— интегрированная миссия по оценке регулирующей инфраструктуры (2016 г., миссия IRRS);

— миссия по оценке площадки с учетом внешних воздействий (2017 г., миссия SEED);

— миссия по аварийной готовности и реагированию (2018 г., миссия pre-OSART);

— миссия по учету и контролю ядерных материалов (ISSAS) и миссия по анализу эксплуатационной безопасности АЭС для оценки готовности станции к запуску в эксплуатацию (pre-OSART) (2019 г.);

— миссия по комплексной оценке национальной ядерно-энергетической инфраструктуры (INIR 3) (2020 г.).

По всем названным миссиям разработаны и реализуются планы мероприятий, начато формирование Национального плана по итогам миссии INIR 3.

Генеральный директор МАГАТЭ Юкиа Амано в ходе состоявшегося в 2017 году визита на площадку строительства Белорусской АЭС отметил, что Беларусь является самой продвинутой из стран, впервые приступивших к реализации национальной ядерной энергетической программы, и считается ценным партнером для МАГАТЭ. Заместитель генерального директора МАГАТЭ Михаил Чудаков в рамках участия в состоявшейся в 2020 году миссии INIR 3 в ходе своих интервью белорусским и зарубежным СМИ подчеркивал открытость и транспаретность Республики Беларусь при реализации проекта строительства Белорусской АЭС, отмечал приверженность Беларуси принципу «безопасность – превыше всего», поскольку она выполняет все требования Агентства и иные международные требования, приглашает независимых экспертов и является в этом плане образцом для многих. Заместитель генерального директора МАГАТЭ отметил, что Беларусь готова к эксплуатации АЭС.

13 августа 2020 г. отчет по результатам миссии INIR 3 размещен в открытом доступе на сайте МАГАТЭ. Данный отчет содержит предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию национальной ядерной инфраструктуры, а также хорошие практики, которые пополнят базу знаний мирового ядерного сообщества и будут использованы другими странами при реализации ядерных энергетических программ. Предоставление открытого доступа к результатам проведенной МАГАТЭ объективной международной оценки развития национальной инфраструктуры ядерной энергетики Республики Беларусь является еще одним подтверждением открытости и транспарентности белорусской стороны при реализации национальной ядерной энергетической программы.

 

ВАО АЭС

В 2016 году Белорусская АЭС стала членом I категории Всемирной ассоциации организаций, эксплуатирующих атомные электростанции (ВАО АЭС). Основные контакты и сотрудничество Белорусской АЭС осуществляется с Московским центром ВАО АЭС на основе заключенного между ними соглашения.

В рамках данного взаимодействия на постоянной основе проводятся миссии технической поддержки, семинары, рабочие встречи с участием специалистов Белорусской АЭС.

В период с 17 по 19 августа 2020 г. Белорусская АЭС приняла очередную миссию экспертов Московского центра ВАО АЭС с целью проведения предпусковой партнерской проверки энергоблока №1 в разрезе оценки готовности нового энергоблока к безопасному и надежному пуску и дальнейшей эксплуатации. Во время визита на площадку Белорусской АЭС на основании наблюдений, собеседований и рассмотрения корректирующих действий эксперты не выявили каких-либо недостатков, которые могли бы стать препятствием для безопасного пуска первого энергоблока.

Специалистами ВАО АЭС отмечен значительный прогресс в организации деятельности Белорусской АЭС по обеспечению и контролю надлежащего состояния оборудования и систем, важных для безопасности, а также улучшение по всем проверенным направлениям производственной деятельности.

На основе полученных по итогам партнерских проверок ВАО АЭС рекомендаций государственным предприятием «Белорусская АЭС» формируется план мероприятий по их реализации, который выполняется под постоянным контролем Министерства энергетики.

 

О проведении стресс-тестов

23 июня 2011 г. Республика Беларусь на добровольной основе подписала декларацию Европейской группы регуляторов в сфере ядерной безопасности (ENSPEG), согласно которой приняла обязательства по проведению стресс-тестов Белорусской АЭС по методологии ЕС (Declaration of ENSPEG. Annex.1 “EU” Stress-test specifications).

В соответствии с данной декларацией в 2016 году Республика Беларусь провела стресс-тесты по процедуре Европейского союза. При их проведении оценивалось наличие «запасов безопасности» над требованиями, установленными национальным законодательством. Критерии стресс-тестов включали проверку надежности атомной станции на случай стихийных бедствий, в частности, землетрясений и наводнений, а также различных техногенных аварий. Кроме того, критерии включали широкий круг рисков, вызванных человеческим фактором − от ошибок оператора АЭС до терактов на станции.

Процесс состоял из трех стадий:

самооценка Белорусской АЭС (2016 год, проведена государственным предприятием «Белорусская АЭС», по результатам которой подготовлен Отчет о самооценке);

национальная оценка (2017 год, проведена Госатомнадзором, по результатам которой подготовлен Национальный доклад Республики Беларусь);

партнерская проверка Европейской группы регуляторов в сфере ядерной безопасности (ENSPEG) (2017-2018 годы, подготовлен Отчет
о партнерской проверке).

Разработанные Европейской группы регуляторов в сфере ядерной безопасности (ENSPEG) рекомендации по итогам партнерской проверки касаются запасов безопасности сверх установленных документами и стандартами безопасности требований. Часть из них сводится к проведению дополнительной аналитической, экспертной и научной работы, есть рекомендации, относящиеся непосредственно к системам и оборудованию станции, часть затрагивает доработку технической документации.

По результатам стресс-тестов национальным регулятором – Госатомнадзором МЧС, был подготовлен Национальный план действий, который обобщил как рекомендации по результатам национальной экспертизы, так и рекомендации экспертов европейской партнерской проверки. Документ содержит 23 мероприятия с установленными сроками их реализации в период с 2019 по 2025 годы. Реализация мероприятий Национального плана начата в 2019 году. Часть рекомендаций уже выполнена, в том числе касающиеся дополнительных систем и оборудования для обеспечения безопасности.

Так, на площадку Белорусской АЭС доставлена передвижная дизель-генераторная станция. Она будет находиться в состоянии постоянного дежурства и, если такая необходимость возникнет, – обеспечит работу технологического оборудования систем безопасности первого энергоблока. Все проектные решения по ее установке и подключению реализованы. Аналогичные решения будут реализованы и на втором энергоблоке.

Кроме того, успешно проведены испытания пожарной техники для подпитки баков системы пассивного отвода тепла от реактора. Они относятся к средствам преодоления запроектных аварий и предназначены для длительного отвода остаточного тепла от активной зоны реактора через парогенераторы в случае полного обесточивания станции. Необходимые проектные решения также реализованы.

Все это – дополнительные меры по повышению уровня безопасности Белорусской АЭС поскольку с учетом отсутствия дефицитов безопасности АЭС необходимость реализации срочных компенсирующих мер до ввода АЭС в эксплуатацию отсутствует. Данная концепция соответствует международным подходам к обеспечению безопасности АЭС, а также подходам стран Европейского Союза к проведению стресс-тестов.

В июле 2020 г. достигнута договоренность о проведении экспертами Европейской группы регуляторов в сфере ядерной безопасности (ENSPEG) партнерского обзора выполнения мероприятий Национального плана действий по выполнению рекомендаций международных экспертов.

В развитие указанной договоренности 21 августа 2020 г. в Госатомнадзоре МЧС состоялась видеоконференция с представителями Европейской группы регуляторов в сфере ядерной безопасности (ENSPEG). В ходе мероприятия белорусская сторона представила информацию о текущем состоянии реализации проекта Белорусской АЭС и ходе выполнения Национального плана действий. Состоялось рабочее обсуждение имеющихся результатов выполнения Национального плана действий, достигнуты договоренности о поддержании регулярной коммуникации по практическому проведению партнерской проверки.