В Министерство энергетики Республики Беларусь поступают обращения граждан по вопросам расчетов за услуги газо- и энергоснабжения, в том числе применения цен (тарифов), обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

Порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг определен Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда (далее – Положение), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 года №571. В соответствии с пунктом 4 данного постановления Министерство энергетики уполномочено давать разъяснения по вопросам применения Положения в части внесения платы за жилищно-коммунальные услуги – услугу электроснабжения и газоснабжения.

Представляем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по оплате услуг электро- и газоснабжения, поверке и пломбировке приборов учета электрической энергии и другие.

Ответы на 12 вопросов по актуальной теме «Приборы учета электрической энергии: поверка, пломбировка, меры ответственности»

  1. Какие сроки проведения метрологической поверки электросчетчиков?

ОТВЕТ: Периодичность осуществления поверки средств измерений (межповерочный интервал), применяемых в сфере законодательной метрологии, устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Срок проведения метрологической поверки электросчетчика зависит от его типа. Для большинства электронных приборов учета электрической энергии (далее — ПУ), включенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, межповерочный интервал составляет 8 лет. Для индукционных ПУ 1-фазных — 8 лет, для 3-фазных — 4 года.

Узнать межповерочный интервал счетчика электрической энергии можно из информации государственного реестра средств измерений, расположенного на официальном сайте Белорусского государственного института метрологии (http://www.belgim.by/1906/), указав в строке поиска реестра интересуемый тип электросчетчика. 

  1. Какой порядок прохождения метрологической поверки электросчетчиков?

ОТВЕТ: Для юридических лиц и для бытовых абонентов, у которых приборы учета находятся в их собственности, проведение метрологической поверки электросчетчиков осуществляется:

абонентами самостоятельно, с обязательным согласованием указанных работ с энергоснабжающей организацией;

либо энергоснабжающей организацией на договорной основе в соответствии с пунктом 150 Правил электроснабжения, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2011 № 1394 (далее – Правила электроснабжения).

Метрологическое обслуживание находящихся на обезличенном обслуживании, а также переданных на баланс энергоснабжающей организации электросчетчиков граждан, использующих электрическую энергию для бытового потребления, осуществляется за счет средств энергоснабжающей организации.

Правила проведения работ по метрологической поверке электросчетчиков определены ТКП 8.003-2011 «Систем обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ».

  1. Какие организации проводят метрологическую поверку электросчетчиков?

ОТВЕТ: Организациями, проводящими метрологическую поверку, являются:

региональные органы Государственного комитета по стандартизации;

или цеха по ремонту и обслуживанию приборов учета электрической энергии энергоснабжающих организаций с привлечением региональных органов Государственного комитета по стандартизации.

Конкретные адреса региональных организаций, предоставляющих услуги по поверке средств измерений, предназначенных для применения в сфере законодательной метрологии, можно узнать в сбытовых подразделениях энергоснабжающих организаций. 

  1. Место обращения для прохождения процедуры метрологической поверки электросчетчиков в энергоснабжающую организацию (в разрезе регионов?

ОТВЕТ: Для процедуры поверки счетчиков электрической энергии потребители, при условии оформления договора на выполнение работ по ремонту, подготовке и поверке средств учета могут обращаться в структурные подразделения филиала «Энергосбыт» или районы электрических сетей (при отсутствии филиала «Энергосбыт»). 

  1. Какая стоимость проведения замены и метрологической поверки электросчетчиков для юридических и физических лиц?

ОТВЕТ: Стоимость отпускных цен на услуги потребителям по обслуживанию средств учета электроэнергии, оказываемые подразделениями энергоснабжающих организаций, определена соответствующими прейскурантами.

  1. Какая ответственность за не прохождение метрологической поверки электросчетчиков в установленные сроки?

ОТВЕТ: Использование счетчиков с истекшим сроком метрологической поверки в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности).

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571 (далее – Постановление № 571) факт безучетного потребления электроэнергии удостоверяется актом о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).

Со дня составления акта до момента устранения безучетного потребления, но не более двух расчетных периодов (месяцев), нарушения в работе средства расчетного учета не по вине абонента (гражданина), плата за потребляемую электрическую энергию для абонента (гражданина) исчисляется исходя из среднесуточного потребления электрической энергии за расчетный период после устранения безучетного потребления, нарушения в работе средств расчетного учета не по вине абонента (гражданина) — по субсидируемым тарифам для населения.

При неустранении безучетного потребления электроэнергии свыше двух расчетных периодов (месяцев) плата исчисляется за услуги электроснабжения  на основании норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этих услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 23.13. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений — влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

  1. Место обращения потребителя в случае необходимости снятия пломбы на электросчетчиках по различным причинам?

ОТВЕТ: А. В случае необходимости проведения ремонта необходимо обратиться в сбытовые подразделения энергоснабжающих организаций для подачи письменного заявления о распломбировке счетчика, с целью последующего выезда представителя энергоснабжающей организации для проверки счетчика, его распломбировки и составления Акта (перевод абонента в разряд безучетных).

Б. В случае возгорания в контактном узле.

В соответствии с пунктом 157 Правил электроснабжения для устранения аварийных ситуаций абонент имеет право снять пломбу (пломбы) энергоснабжающей организации  с сообщением об этом в течение суток в энергоснабжающую организацию.

В. В случае обнаружения отсутствия пломбы по неизвестным причинам.

В соответствии с пунктом 218 Правил электроснабжения гражданин, в случае обнаружения повреждения средства расчетного учета и (или) срыва пломбы (пломб), установленной (установленных) на таком средстве, а также на автоматическом выключателе и других коммутационных аппаратах, обязан сообщить об этом в энергоснабжающую организацию.

  1. Какой порядок фиксации и контроля за ходом рассмотрения обращения потребителя о необходимости опломбирования (есть ли звукозапись, запись в журнале, как доказать факт обращения?

ОТВЕТ: Фиксация и контроль за ходом рассмотрения обращений потребителей по вопросам опломбировки средств расчетного учета электрической энергии осуществляется ведением специальных журналов. Для  юридических лиц также производится регистрация в журналах входящей корреспонденции писем.

Справочно: система звукозаписи установлена на всех номерах телефонов в абоненских отделах РЭС РУП «Гродноэнерго», в Сервисно-расчетном центре филиала «Энергосбыт» РУП «Гомельэнерго», в справочных службах филиала «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго».

  1. Какие меры ответственности потребителя за отсутствие пломб на электросчетчиках?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 240 Правил электроснабжения потребитель несет ответственность за повреждение или срыв пломбы, наложенной представителем энергоснабжающей организации, в соответствии с законодательством.

Повреждение или срыв пломб, наложенных энергоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 3.9. Правил электроснабжения является безучетным потреблением электрической энергии (мощности). В соответствии с Постановлением № 571 факт безучетного потребления электроэнергии удостоверяется актом о бездоговорном (безучетном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).

В соответствии с пунктом 215 Правил электроснабжения при безучетном потреблении электрической энергии, подтвержденном Актом, составленным энергоснабжающей организацией в присутствии гражданина (абонента) или совершеннолетнего члена его семьи по форме, определяемой Министерством энергетики, энергоснабжающая организация производит перерасчет за предыдущие расчетные периоды начиная с даты:

последнего достоверного снятия и регистрации представителем энергоснабжающей организации показаний средства расчетного учета;

либо со дня предыдущей проверки средства расчетного учета, в том числе измерительных трансформаторов тока, если иной меньший срок документально не подтвержден абонентом (но не более срока исковой давности), в порядке, определенном Министерством энергетики, по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.

Согласно пункту 154 Правил электроснабжения в случае установления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) устранение данного безучетного потребления (ремонт, замена, государственная поверка средства расчетного учета, восстановление электропроводки расчетного учета, пломб на средствах расчетного учета, коммутационных аппаратах или клеммниках, установленных в электрических схемах расчетного учета, на дверях ячеек с измерительными трансформаторами напряжения) производится за счет абонента.

  1. Какие сроки реализации обращения потребителя в энергоснабжающую организацию по опломбировке электросчетчика?

ОТВЕТ: Реализация обращений юридических лиц по опломбировке электросчетчиков осуществляется, как правило, в срок не более 15 дней с даты поступления оплаты, либо при оказании услуг бюджетным организациям и сельскохозяйственным предприятиям — с даты регистрации заявки в журнале входящей корреспонденции.

Реализация обращений бытовых абонентов осуществляется в сроки:

до 15-ти дней для сельских населенных пунктов;

до 5-ти дней для  городов с даты регистрации заявки, либо в случае платной услуги – с даты оплаты.

  1. Чем регламентировано требование выноса электросчетчиков за пределы границ домо/землевладения?

ОТВЕТ: Требование по установке средства расчетного учета электрической энергии и (или) мощности вне одноквартирных блокированных жилых домов за пределами либо на границе участка в отдельном запираемом металлическом шкафу указаны в:

— пункте 136 Правил электроснабжения;

— пункте 18.12 Технического кодекса установившейся практики ТКП 45-4.04-149-2009 (02250) «Система электрооборудования жилых и общественных зданий. Правила проектирования»;

— пункте 8.6.13 (в редакции Изменения № 1 от 01.03.2014) Технического кодекса установившейся практики ТКП 339-2011 (02230) «Электроустановки на напряжение до 750 кВ. Линии электропередачи воздушные и токопроводы, устройства распределительные и трансформаторные подстанции, установки электросиловые и аккумуляторные, электроустановки жилых и общественных зданий правила устройства и защитные меры электробезопасности. Учет электроэнергии. Нормы приемо-сдаточных испытаний». 

  1. Какая ответственность  потребителя за необеспечение доступа к электросчетчику для представителей энергоснабжающей организации?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 213 Правил электроснабжения в случае необеспечения в течение двух расчетных периодов (месяцев) доступа уполномоченного представителя энергоснабжающей организации и (или) органов госэнергонадзора при предъявлении служебного удостоверения к электроустановкам и средствам расчетного учета для снятия показаний с таких средств, контроля за выполнением требований настоящих Правил, технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования к устройству, энергоснабжающая организация имеет право в порядке, определенном в части первой пункта 227 настоящих Правил, обязать абонента вынести вводное устройство со средствами расчетного учета электрической энергии за (на) границу земельного участка, находящегося в собственности (пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) гражданина.

Зачем менять исправную газовую плиту? «Я пенсионер, инвалид 2 группы. Несколько лет тому назад заменил газовую плиту. Изготовлена она в 1994 году, но не использовалось, стояла в упаковке про запас. Но недавно ходила по квартирам комиссия горгаза. Сказали: такие старые плиты не обслуживаем. А если плита не прошла техобслуживание, то могут отключить газ. Что делать? Сергей Малько, Калинковичи».

Александр Жилко, первый заместитель генерального директора ГПО «Белтопгаз»:

― Вам установлена газовая плита модели «Брест-1457», находящаяся в эксплуатации 7 лет с 2010 года (год выпуска плиты – 1994).

В ноябре 2016 года от вас принята заявка на выполнение ремонта плиты. Заявка выполнена. В ходе проведения ремонтных работ слесарь Калинковичского РГС филиала ПУ «Мозырьгаз» информировал вас о том, что данная модель снята с производства, и в настоящее время выпуск запасных частей к ней прекращен.

В ноябре 2017 года специалистами Калинковичского РГС была проведена диагностика газовой плиты для определения возможности дальнейшей эксплуатации либо необходимости ее замены.

По результатам диагностики срок эксплуатации вашей плиты продлен на 2 года до момента возникновения в указанный период неисправностей, для устранения которых отсутствует техническая возможность.

Одновременно информируем, что РПУП «Гомельоблгаз» в настоящее время проводится акция по замене устаревшего газового оборудования, в рамках которой вы можете приобрести плиту по стоимости, включая доставку и подключение, ниже, чем стоимость аналогичной плиты в торговых точках страны.

«В этом году в моем доме проводилось техническое обслуживание настенного отопительного котла. Специалисты явились без согласования и сразу потребовали акт проверки вентиляционных и дымовых каналов, несмотря на то, что в заключенном договоре об этом ни слова. Акт предоставить я не смог и мне отключили котел, хотя отопительный сезон не был закончен. Правомерны ли действия специалистов? Далее разговор будет о цене за техническое обслуживание. До 2016 года обслуживание котла стоило Bn16. Сейчас же УП «Витебскоблгаз» назначил новую цену Bn40, при этом исключив из обслуживания работу по промывке теплообменника, от которой в основном зависит экономичность котла. Обосновано ли повышение цен на обслуживание газового котла? Борис Мыльцин, Толочин».

Леонид Рудинский, генеральный директор ГПО «Белтопгаз»:

— В соответствии с пунктом 44 Правил пользования газом в быту, утвержденных постановлением Совета Министров от 19 ноября 2007 года  № 1539, дымовые и вентиляционные каналы в жилых домах с установленным газовым отопительным оборудованием подлежат периодической проверке не реже 1 раза в год.

Данное требование предусмотрено с целью обеспечения безопасной эксплуатации бытового газоиспользующего оборудования, исключения возможных пожаров, скопления продуктов сгорания в помещениях жилого дома и, как следствие, отравления проживающих угарным газом.

В случае отсутствия акта проверки дымовых и вентиляционных каналов согласно пункту 70 указанных Правил, а также пункту 12.3 заключенного с вами договора на газоснабжение, техническое обслуживание газового оборудования и внутридомовых систем газоснабжения от 04 июня 2014 года, газоснабжающая организация вправе прекратить газоснабжение потребителя газа.

При этом в целях обеспечения бесперебойного газоснабжения и безопасной эксплуатации газоиспользующего оборудования, установленного в жилом доме, абоненту, согласно пункту 11.1 заключенного с ним договора, необходимо соблюдать правила пользования газом в быту, в том числе своевременно обеспечивать проверку дымовых и вентиляционных каналов.

Что касается вопроса проведения годового (сезонного) технического обслуживания отопительного газового котла и оплаты за выполненные работы, то вам в установленном законодательством порядке разъяснено (в рамках предоставления ответов на аналогичные по сути обращения)  письмами Министерства энергетики и непосредственно УП «Витебскоблгаз» о нормативных основах и составляющих технического обслуживания газоиспользующего оборудования. В частности, что:

работы по техническому обслуживанию могут проводиться как газоснабжающей организацией, так и другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими в своем штате работников соответствующей специализации и заключившими договор о сотрудничестве с газоснабжающей организацией (в настоящее время в Витебской области это 66 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
услуги по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования не включены в регулируемый Советом Министров, государственными органами перечень (Указ Президента от 25 февраля 2011года №72), поэтому газоснабжающие организации вправе самостоятельно определять направления ценовой политики в сфере оказания услуг юридическим лицам и населению;
стоимость сезонного технического обслуживания УП «Витебскоблгаз» энергозависимых газовых отопительных аппаратов и котлов настенного исполнения без промывки теплообменников составляет Bn40, с промывкой — Bn50;
действующие тарифы на услуги по обслуживанию газовых отопительных аппаратов сформированы предприятием на условиях франко-потребитель исходя из расходов на выполнение работ по техническому обслуживанию усредненных затрат по доставке (переезду) к месту выполнения работ с учетом конкуренции на рынке данных услуг;
взимание усредненных транспортных расходов без привязки к расстоянию до каждого конкретного заказчика является распространенной практикой, не противоречит законодательству в области ценообразования и выравнивает условия получения услуг для абонентов, находящихся в значительной удаленности от исполнителя услуг.

С учетом вышеизложенного считаем, что действия работников УП «Витебскоблгаз» по ограничению режимов газоснабжения в целях обеспечения безопасности, установлению и применению прейскурантных цен на выполняемые работы по техническому обслуживанию газоиспользующего оборудования соответствуют требованиям действующего законодательства

«Сегодня отопление дачных домов обходится в среднем Bn150. Постоянная регистрация на территориях дачных и садоводческих товариществ не разрешена. Но в связи с тяжелым материальным положением, многие люди вынуждены проживать на дачах постоянно. Почему бы не разрешить людям постоянную регистрацию на дачах, тем самым решив проблему с переплатой за отопление? Брест, Игорь Хващевский».

Леонид Рудинский, генеральный директор ГПО «Белтопгаз»:

— Согласно Приложению 1 к Указу Президента от 25 февраля 2011 года № 272 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» цены на коммунальные услуги, предоставляемые населению (газоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, электроснабжение и теплоснабжение) регулируются Советом Министров.
Постановлением Совмина от 30 декабря 2013 года № 1166  «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики и признании утратившими силу некоторых Постановлений Совмина и отдельных структурных элементов постановлений Совмина» установлены субсидируемые государством цены для населения на природный и сжиженныйгаз (приложение 1 к Постановлению № 1166) и цены, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат (приложение 3 к Постановлению № 1166).

Порядок расчётов и внесения платы за газ установлен Постановлением Совмина от 12 июня 2014 года № 2571 «Об утверждении положения о порядке расчётов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнении в постановления Совета Министров и признании утратившими силу постановлений Совета Министров и их структурных элементов».

В соответствии с пунктом 12 главы 1 Постановления № 571 в случае отсутствия регистрации по месту жительства плательщика коммунальных услуг или членов его семьи плата за газоснабжение вносится ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат (в соответствии с приложением 1 к Постановлению № 1166).

Так же сообщаем, что согласно пункту 2 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу от 24 марта 2015 года № 11, определены следующие термины:

Садовый домик — капитальное строение, расположенное в садоводческом товариществе и предназначенное для отдыха, сезонного или временного проживания;

Дача — капитальное строение, расположенное в дачном кооперативе и предназначенное для отдыха, сезонного или временного проживания.

Таким образом, решение о круглогодичном проживании в садовом домике (даче) является сферой ответственности гражданина.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью четвертой пункта 45 Постановления 571 «Плата за газ садовых домиках используемый в домиках (дачах), взимается по ценам, обеспечивающим полное обоснованных затрат на оказание этой услуги».

Таким образом, даже в случае принятия на законодательном уровне решения о возможности регистрации по месту жительства в садовых домиках (дачах), в соответствии с действующим законодательством плата за природный газ должна будет производиться по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.

«У меня возник неприятный инцидент с работниками газовой службы. Изъяли пустой газовый баллон и отключили газ. Хотелось бы получить объяснение? Короткина М.А., Лепельский район».

 Александр Озерец, первый заместитель генерального директора -главный инженер УП «Витебскоблгаз»:

— В соответствии с требованием подпунктов 11.8 и 42.18 Правил пользования газом в быту в редакции постановления Совета Министров от 24 декабря 2013 года № 1136 хранить в жилых домах недегазированные газовые баллоны, не подключенные к индивидуальным балонным установкам, запрещается.

Указанное требование связано с тем, что даже пустые газовые баллоны, не прошедшие дегазацию, имеют остаточное давление паров сжиженного углеводородного газа. При длительном хранении данных баллонов возможны появления утечек газа, что может привести к взрывам, пожарам и гибели людей.

На основании нормативных требований и в целях обеспечения безопасности жителей дома при обнаружении в вашей квартире хранящегося в неподключенном состоянии недегазированного газового баллона работниками Лепельского РГС ПУ «Чашникигаз» было произведено его изъятие.

С выходом приведенной выше редакции Правил, на основании подпункта 11.8 структурные подразделения нашего предприятия на возмездной основе принимают от населения газовые баллоны. При этом их передача третьим лицам запрещается.

Также в целях обеспечения безопасного пользовании газом в быту, исключения возможных аварийных ситуаций и утечек газа действующими нормативными техническими актами и руководствами заводов-изготовителей бытового газового оборудования предусмотрено его периодическое техническое обслуживание.

В связи с вашим отказом от проведения технического обслуживания газового оборудовании в квартире, на основании пункта 70 Правил 18 мая 2017 года было произведено его отключение от системы газоснабжения. При этом согласно требованиям данного пункта Правил подключение газоснабжающего оборудования производится при условии возмещения затрат газоснабжающей организации по его отключению и подключению.

Согласно указанным нормативным требованиям при подключении газовой плиты Лепельским РГС ПУ «Чашникигаз» вам была выставлена стоимость работ по ее отключению и подключению в соответствии с действующим в УП « Витебскоблгаз» прейскурантом цен.

Необходимость проведения технического обслуживания, а также необходимость перекрытия отключающего устройства на газопроводе перед газовой плитой являются мерами безопасности при эксплуатации газоиспользующего оборудования, которые отражены в пункте 6 Правил и в утвержденной ГПО «Белтопгаз» программе инструктажа по безопасному пользованию газом в быту, и в обязательном порядке доводятся гражданам при проведении каждом инструктажа. Согласно подпункту 42.1 Правив запрещается допускать к пользованию газоиспользующим оборудованием людей, не знающих правил его безопасного пользования. В соответствии с этим вам был проведен внеплановый инструктаж.Александр Озерец, первый заместитель генерального директора -главный инженер УП «Витебскоблгаз»:

— В соответствии с требованием подпунктов 11.8 и 42.18 Правил пользования газом в быту в редакции постановления Совета Министров от 24 декабря 2013 года № 1136 хранить в жилых домах недегазированные газовые баллоны, не подключенные к индивидуальным балонным установкам, запрещается.

Указанное требование связано с тем, что даже пустые газовые баллоны, не прошедшие дегазацию, имеют остаточное давление паров сжиженного углеводородного газа. При длительном хранении данных баллонов возможны появления утечек газа, что может привести к взрывам, пожарам и гибели людей.

На основании нормативных требований и в целях обеспечения безопасности жителей дома при обнаружении в вашей квартире хранящегося в неподключенном состоянии недегазированного газового баллона работниками Лепельского РГС ПУ «Чашникигаз» было произведено его изъятие.

С выходом приведенной выше редакции Правил, на основании подпункта 11.8 структурные подразделения нашего предприятия на возмездной основе принимают от населения газовые баллоны. При этом их передача третьим лицам запрещается.

Также в целях обеспечения безопасного пользовании газом в быту, исключения возможных аварийных ситуаций и утечек газа действующими нормативными техническими актами и руководствами заводов-изготовителей бытового газового оборудования предусмотрено его периодическое техническое обслуживание.

В связи с вашим отказом от проведения технического обслуживания газового оборудовании в квартире, на основании пункта 70 Правил 18 мая 2017 года было произведено его отключение от системы газоснабжения. При этом согласно требованиям данного пункта Правил подключение газоснабжающего оборудования производится при условии возмещения затрат газоснабжающей организации по его отключению и подключению.

Согласно указанным нормативным требованиям при подключении газовой плиты Лепельским РГС ПУ «Чашникигаз» вам была выставлена стоимость работ по ее отключению и подключению в соответствии с действующим в УП « Витебскоблгаз» прейскурантом цен.

Необходимость проведения технического обслуживания, а также необходимость перекрытия отключающего устройства на газопроводе перед газовой плитой являются мерами безопасности при эксплуатации газоиспользующего оборудования, которые отражены в пункте 6 Правил и в утвержденной ГПО «Белтопгаз» программе инструктажа по безопасному пользованию газом в быту, и в обязательном порядке доводятся гражданам при проведении каждом инструктажа. Согласно подпункту 42.1 Правив запрещается допускать к пользованию газоиспользующим оборудованием людей, не знающих правил его безопасного пользования. В соответствии с этим вам был проведен внеплановый инструктаж.Александр Озерец, первый заместитель генерального директора -главный инженер УП «Витебскоблгаз»:

— В соответствии с требованием подпунктов 11.8 и 42.18 Правил пользования газом в быту в редакции постановления Совета Министров от 24 декабря 2013 года № 1136 хранить в жилых домах недегазированные газовые баллоны, не подключенные к индивидуальным балонным установкам, запрещается.

Указанное требование связано с тем, что даже пустые газовые баллоны, не прошедшие дегазацию, имеют остаточное давление паров сжиженного углеводородного газа. При длительном хранении данных баллонов возможны появления утечек газа, что может привести к взрывам, пожарам и гибели людей.

На основании нормативных требований и в целях обеспечения безопасности жителей дома при обнаружении в вашей квартире хранящегося в неподключенном состоянии недегазированного газового баллона работниками Лепельского РГС ПУ «Чашникигаз» было произведено его изъятие.

С выходом приведенной выше редакции Правил, на основании подпункта 11.8 структурные подразделения нашего предприятия на возмездной основе принимают от населения газовые баллоны. При этом их передача третьим лицам запрещается.

Также в целях обеспечения безопасного пользовании газом в быту, исключения возможных аварийных ситуаций и утечек газа действующими нормативными техническими актами и руководствами заводов-изготовителей бытового газового оборудования предусмотрено его периодическое техническое обслуживание.

В связи с вашим отказом от проведения технического обслуживания газового оборудовании в квартире, на основании пункта 70 Правил 18 мая 2017 года было произведено его отключение от системы газоснабжения. При этом согласно требованиям данного пункта Правил подключение газоснабжающего оборудования производится при условии возмещения затрат газоснабжающей организации по его отключению и подключению.

Согласно указанным нормативным требованиям при подключении газовой плиты Лепельским РГС ПУ «Чашникигаз» вам была выставлена стоимость работ по ее отключению и подключению в соответствии с действующим в УП « Витебскоблгаз» прейскурантом цен.

Необходимость проведения технического обслуживания, а также необходимость перекрытия отключающего устройства на газопроводе перед газовой плитой являются мерами безопасности при эксплуатации газоиспользующего оборудования, которые отражены в пункте 6 Правил и в утвержденной ГПО «Белтопгаз» программе инструктажа по безопасному пользованию газом в быту, и в обязательном порядке доводятся гражданам при проведении каждом инструктажа. Согласно подпункту 42.1 Правив запрещается допускать к пользованию газоиспользующим оборудованием людей, не знающих правил его безопасного пользования. В соответствии с этим вам был проведен внеплановый инструктаж.

Какие изменения внесены в порядок оплаты за потребленную электроэнергию и для каких категорий граждан?

С 27 марта 2016 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 23.03.2016 № 233, которым внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 12 июня 2014 г. № 571 «Об утверждении положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов».

 

В соответствии данными изменениями плата за услуги электроснабжения взимается в зависимости от объемов потребления электрической энергии в месяц с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), проживающих (зарегистрированных по месту жительства), а также                     с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими возраста, установленного для пенсии по возрасту на общих основаниях, инвалидами, зарегистрированных по месту пребывания, на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, и документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания, в оснащенных приборами учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах.

 

Если гражданин-собственник жилого помещения является неработающим пенсионером или инвалидом и зарегистрирован в жилом помещении (доме) по месту пребывания, то он может осуществлять расчеты за электрическую энергию по субсидируемым тарифам с учетом дифференциации в зависимости от объемов потребления. Для этого абоненту необходимо обратиться в энергоснабжающую организацию с письменным заявлением и документом, подтверждающим регистрацию по месту пребывания по указанному адресу.

 

Данное изменение позволит неработающим пенсионерам и инвалидам уменьшить платежи за потребленную электроэнергию.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок до одного года, без снятия их с регистрационного учета по месту жительства (граждане зарегистрированы по месту жительства в городской квартире и одновременно могут иметь регистрацию по месту пребывания в сельском доме, куда выезжают на летний период). По вопросу регистрации по месту пребывания гражданам необходимо обращаться в сельский (поселковый) исполнительный комитет.

В случае регистрации гражданина по месту пребывания (временной регистрации) в индивидуальном жилом доме по каким тарифам предусмотрена оплата газа (природного и сжиженного), какими документами нужно руководствоваться?

Цены на природный и сжиженный газ для населения утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166 «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями). В Приложении 1 к вышеназванному постановлению указаны цены, которые являются субсидируемыми, в Приложении 3 — цены, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат. Случаи применения субсидируемых цен и цен, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат, оговорены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 года № 571 «Об утверждении Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов» (далее – Постановление №571).    В соответствии с пунктом 12 Постановления №571 «плата за жилищно-коммунальные услуги (в том числе газ) по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, вносится плательщиком в случае наличия у него в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства плательщика жилищно-коммунальных услуг и (или) членов его семьи». В соответствии с п. 4.9 Положения «О регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. №413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания», регистрация по месту жительства — постановка граждан на регистрационный учет по месту их жительства осуществляется органами регистрации. Подтверждением регистрации по месту жительства является соответствующая отметка в паспорте. Временная регистрация не является основанием для расчетов за потребленный газ по субсидируемым ценам. Таким образом, в жилом помещении, в котором отсутствует зарегистрированный гражданин по месту жительства, начисление платы за газ осуществляется по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.

Чем вызвана необходимость проведения акции по замене газовых плит, которую проводят газоснабжающие организации? Как стать участником акции?

В соответствии с утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.11.2007 № 1539 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2013 № 1136) Правилами пользования газом в быту потребитель газа обязан:

по истечении нормативного срока эксплуатации газоиспользующего оборудования, указанного в руководстве по эксплуатации газоиспользующего оборудования (но не свыше 20 лет), произвести его замену или заключить договор со специализированной организацией на проведение диагностики его технического состояния в целях определения остаточного ресурса и возможности дальнейшей эксплуатации;

по предписанию газоснабжающей организации приобретать газоиспользующее оборудование для замены непригодного к дальнейшей эксплуатации.

Для определения диагностики технического состояния и возможности дальнейшего использования газоиспользующего оборудования потребителю необходимо обратиться на завод-изготовитель либо в газоснабжающую организацию.

В соответствии с рекомендациями завода-изготовителя СП ОАО «Брестгазоаппарат» эксплуатация приборов, выработавших указанный в руководстве по эксплуатации нормативный срок, и по результатам диагностики признанных пригодными к эксплуатации, допускается на срок не более 3-х лет. В случае отсутствия технической возможности устранения возникших неисправностей в указанный период, прибор подлежит выводу из эксплуатации до истечения установленного срока.

Вне зависимости от типа жилищного фонда (индивидуальный или многоквартирный) требования безопасности, предъявляемые к газоиспользующему оборудованию одинаковые, так как при эксплуатации неисправного газового оборудования возникает угроза жизни и здоровья как потребителя, так и окружающих.

Общий период эксплуатации приборов газовых и газоэлектрических бытовых для приготовления пищи не должен превышать 20-ти лет, в том числе с учетом положительных результатов проведенной диагностики газового оборудования.

В целях безопасной эксплуатации при пользовании газоиспользующим оборудованием, газоснабжающими организациями были согласованы со всеми областными исполнительными комитетами (Минским горисполкомом) региональные программы по замене газоиспользующего оборудования, отработавшего 20 лет и более.

Ежегодно в республике меняется около 110 000 единиц морально устаревшего газового оборудования.

В настоящее время в республике структурными подразделениями газоснабжающих организаций проводится акция по замене морально устаревших газовых плит. Стоимость газовой плиты, включая доставку и ее подключение, ниже, чем стоимость аналогичной плиты в торговых точках. Кроме того, возможно оформление рассрочки платежа по стоимости газового оборудования на 3-6 месяцев.

Для этого необходимо обратиться с заявлением по замене газовой плиты в газоснабжающую организацию.

Какой тариф применяется для расчетов за услуги газоснабжения и электроснабжения в жилом доме, расположенном в сельской местности и используемом для сезонного проживания, при отсутствии зарегистрированных по месту жительства граждан либо при наличии у собственника (или членов его семьи) регистрации по месту пребывания?

В соответствии с пунктом 12 Положения в случае наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства плательщика жилищно-коммунальных услуг или членов его семьи, плата за услуги газо- и электроснабжения вносится плательщиком жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг.

Указанная норма направлена, в том числе, на предотвращение необоснованного предоставления государственной поддержки гражданам в виде субсидируемых государством цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги.

Порядок и условия регистрации граждан по месту жительства определяются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 года №413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания». Подтверждением факта регистрации по месту жительства является наличие в документе, удостоверяющем личность, отметки (штампа) о регистрации по месту жительства.

Таким образом, при отсутствии в жилом доме зарегистрированных по месту жительства плательщика или членов его семьи расчеты за услуги газо- и энергоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

Какая цена (тариф) при оплате услуг газо- и электроснабжения применяется при наличии договора найма жилого помещения частного жилищного фонда при отсутствии зарегистрированных по месту жительства собственника (или членов его семьи), либо нанимателя (или членов его семьи)?

В соответствии с пунктом 12 Положения при отсутствии в жилом доме зарегистрированных по месту жительства плательщика или членов его семьи расчеты за услуги газо- и энергоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

Как осуществляется оплата услуг электроснабжения в жилом помещении, где проживает несколько собственников, при наличии одного прибора учета расхода электрической энергии и одного лицевого счета в энергоснабжающей организации?

В соответствии с пунктом 44 Положения в блокированных жилых домах, оснащенных приборами группового учета расхода электрической энергии, в случае, если собственниками квартир не создано юридическое лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения, порядок взимания платы, установленной в части первой указанного пункта, применяется к каждой квартире блокированного жилого дома, не оснащенной в установленном порядке прибором индивидуального учета расхода электрической энергии.

В иных случаях объемы потребления электроэнергии в соответствии с пунктом 44 Положения могут устанавливаться на каждую семью только при условии разделения в установленном порядке лицевого счета и выполнения мероприятий по разделению электросети, предусматривающих установку индивидуальных приборов учета электроэнергии, для последующего заключения договора электроснабжения с каждым из нанимателей (собственников) в соответствии с Правилами электроснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 года №1394.

Какая цена применяется для расчетов за услуги газоснабжения на дачах (в садовых домиках) садоводческих товариществ?

В соответствии с законодательством домики садовые и летние дачи относятся к зданиям (помещениям) жилым, не входящим в жилищный фонд.

В соответствии с пунктом 12 Положения в случае наличия у плательщика жилищно-коммунальных услуг в собственности и (или) во владении и пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствия в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства плательщика жилищно-коммунальных услуг или членов его семьи, плата за услуги газо- и электроснабжения вносится плательщиком жилищно-коммунальных услуг по установленным законодательством тарифам (ценам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг.

Указанная норма направлена в том числе на предотвращение необоснованного предоставления государственной поддержки гражданам в виде субсидируемых государством цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги.

Право оплачивать жилищно-коммунальные услуги, в том числе услуги газоснабжения, по субсидируемым ценам (тарифам) предоставляется гражданину (либо членам его семьи) только по месту его (их) регистрации по месту жительства.

По каким ценам (тарифам) оплачиваются услуги газо- и электроснабжения в случае, когда осуществляется индивидуальное строительство жилого дома на предоставленном земельном участке?

В соответствии с пунктом 12 Положения в случае потребления услуг газо- и электроснабжения на строительных площадках при осуществлении индивидуального жилищного строительства на предоставленных гражданам земельных участках плата за указанные услуги вносится плательщиком по установленным законодательством ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг.

Также Министерство энергетики информирует, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 года №41 «О государственной адресной социальной помощи», на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг может предоставляться ежемесячное социальное пособие семьям (гражданам) при условии, что их среднедушевой доход по объективным причинам ниже установленного законодательством критерия нуждаемости.