УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

31.10.2001 № 1595

(в редакции

постановления

Совета Министров

Республики Беларусь

10.09.2008 № 1330)

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О МИНИСТЕРСТВЕ ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

  1. Министерство энергетики Республики Беларусь (далее — Минэнерго) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Минэнерго координирует деятельность других республиканских органов государственного управления по вопросам, входящим в его компетенцию.

  1. Минэнерго в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, а также настоящим Положением.
  2. В структуру центрального аппарата Минэнерго входят департамент с правами юридического лица, главные управления, управления, отделы, секторы.

В систему Минэнерго входят:

государственные организации, подчиненные Минэнерго (далее — организации), хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Минэнерго, по перечням, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь;

государственные организации, входящие в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» и государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз».

  1. Основными задачами Минэнерго являются:

4.1. реализация государственной политики в области энерго- и газоснабжения потребителей Республики Беларусь;

4.2. проведение научно-технической, экономической и социальной политики, направленной на создание условий для эффективной работы организаций, в целях удовлетворения потребности народного хозяйства и населения в электрической и тепловой энергии, природном и сжиженном газе, твердых видах топлива, их рационального и безопасного использования;

4.3. принятие в установленном порядке мер по обеспечению энергетической безопасности Республики Беларусь;

4.4. принятие в установленном порядке мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при создании и функционировании ядерной энергетики в Республике Беларусь;

4.4-1. принятие мер по обеспечению гарантированного подключения к государственным энергетическим сетям установок по использованию возобновляемых источников энергии в порядке, установленном законодательством;

4.4-2. принятие мер по гарантированному приобретению государственными энергоснабжающими организациями всей предложенной энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии и поставляемой производителями энергии из возобновляемых источников энергии в государственные энергетические сети, а также ее оплате по тарифам, установленным в соответствии с законодательством;

4.5. подготовка совместно с другими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом предложений по формированию энергетической политики Республики Беларусь и организация реализации этой политики;

4.6. разработка и осуществление мер по улучшению платежной дисциплины при расчетах за топливо и энергию;

4.7. развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей по вопросам, отнесенным к компетенции Минэнерго;

4.8. осуществление государственного регулирования производства и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды, а также создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данные виды экономической деятельности.

  1. Минэнерго в соответствии с возложенными на него задачами:

5.1. осуществляет общее руководство организациями, проводит экономический анализ их деятельности, обеспечивает совместно с руководителями этих организаций их эффективное функционирование;

5.2. участвует в пределах своей компетенции в разработке проектов программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

5.3. организует разработку основных направлений энергетической политики и их реализацию, а также предложений по повышению уровня энергетической безопасности Республики Беларусь;

5.4. организует и координирует деятельность по созданию ядерной энергетики и осуществлению строительства и эксплуатации атомной электростанции в Республике Беларусь;

5.5. участвует в формировании и реализации государственной политики в области энергосбережения;

5.6. участвует в разработке предложений по формированию топливно-энергетического баланса Республики Беларусь, формирует балансы природного и сжиженного газа, топочного мазута, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива для организаций;

5.6-1. определяет заказчика работ по детальной разведке месторождений торфа, используемого в энергетических целях, для подготовки их к разработке, составлению технико-экономических обоснований целесообразности разработки месторождений торфа, технологий его добычи и переработки, а также по разработке месторождений;

5.7. разрабатывает и обеспечивает реализацию инвестиционных программ, направленных на ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности и надежности топливо- и энергоснабжения потребителей;

5.8. осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в топливно-энергетическом комплексе, анализирует практику применения этих актов;

5.9. организует разработку и утверждает в установленном порядке технические нормативные правовые акты в области энерго- и газоснабжения потребителей Республики Беларусь;

5.10. организует и координирует работу организаций по разработке проектов стандартов, норм и правил, относящихся к сфере их деятельности;

5.11. участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений по формированию государственной политики цен на топливо и энергию;

5.12. принимает организационные, экономические и технические меры по улучшению платежной дисциплины при расчетах за потребленные и поставленные в республику топливно-энергетические ресурсы, осуществляет подготовку предложений по совершенствованию порядка этих расчетов;

5.13. координирует в пределах своей компетенции внешнеэкономическую деятельность организаций, участвует в подготовке проектов международных договоров, относящихся к сфере деятельности Минэнерго, представляет в соответствии с законодательством интересы Республики Беларусь в международных энергетических организациях;

5.13-1. обеспечивает разработку и реализацию инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в сферах электроэнергетики, развития газотранспортной системы, использования местных видов топлива;

5.13-2. принимает меры по реализации международных договоров Республики Беларусь по вопросам, отнесенным к компетенции Минэнерго;

5.13-3. взаимодействует с соответствующими органами и организациями иностранных государств — торгово-экономическими партнерами Республики Беларусь по вопросам обеспечения потребителей электрической и тепловой энергией, природным газом, торфом и продуктами его переработки;

5.13-4. осуществляет подготовку предложений и реализацию планов по участию Республики Беларусь в интеграционных процессах в рамках Союзного государства, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества в сфере деятельности Минэнерго;

5.14. руководит деятельностью органов государственного энергетического и газового надзоров;

5.15. принимает меры по обеспечению технологической и экологической безопасности, охраны труда, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах организаций;

5.16. реализует в установленном порядке меры по социальной защите работников организаций, стимулированию повышения производительности труда и совершенствованию его оплаты;

5.17. проводит в соответствии с законодательством государственную кадровую политику, направленную на комплектование центрального аппарата Минэнерго, организаций высококвалифицированными специалистами, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

5.18. обеспечивает проведение научно-технической политики, направленной на эффективную работу организаций, надежное обеспечение потребителей топливом и энергией;

5.19. организует в соответствии с законодательством проведение научно-исследовательских работ, экспертизу бизнес-планов, проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов в организациях;

5.20. в соответствии с законодательством реализует права на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь и переданными в управление Минэнерго акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ согласно приложению, назначает представителей государства в органах управления этих юридических лиц и обеспечивает контроль за их деятельностью;

5.21. разрабатывает предложения по урегулированию вопросов поставки в республику топливно-энергетических ресурсов;

5.22. взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами при решении экономических, социально-бытовых и других вопросов деятельности организаций;

5.23. согласовывает положения о структурных подразделениях облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области обеспечения потребителей топливом и энергией;

5.24. осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой организациями, входящими в систему Минэнерго, в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества;

5.25. обеспечивает в соответствии с законодательством мобилизационную подготовку организаций, включая решение вопросов, связанных с созданием и содержанием мобилизационного резерва материальных ценностей, поддержанием в постоянной готовности оборудования и специальных формирований для проведения работ при чрезвычайных ситуациях;

5.26. осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый (бюджетный) год;

5.27. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее — обращения);

5.28. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения организациями и структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в области обеспечения потребителей топливом и энергией, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным организациям и структурным подразделениям обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;

5.29. осуществляет проверки соблюдения в организациях и структурных подразделениях облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области обеспечения потребителей топливом и энергией, порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;

5.30. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения организациями и структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в области обеспечения потребителей топливом и энергией, обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

5.30-1. участвует в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;

5.30-2. осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях, осуществляющих виды экономической деятельности в области, в которой в соответствии с настоящим Положением Минэнерго осуществляет государственное регулирование и управление;

5.30-3. принимает по согласованию с Министерством финансов нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в организациях, осуществляющих виды экономической деятельности в области, в которой в соответствии с настоящим Положением Минэнерго осуществляет государственное регулирование и управление;

5.31. выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

  1. Минэнерго имеет право:

6.1. принимать в установленном законодательством порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

6.2. заключать в установленном законодательством порядке международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера;

6.3. получать от органов государственной статистики информационные и статистические материалы, необходимые для осуществления возложенных на Минэнерго задач и функций;

6.4. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

6.5. создавать в установленном порядке комиссии и экспертные группы, привлекать в необходимых случаях ученых и квалифицированных специалистов (на договорной основе) для выполнения работ, требующих специальных знаний по вопросам, относящимся к компетенции Минэнерго.

Наряду с правами, указанными в настоящем пункте, Минэнерго имеет также другие права, предоставленные законодательством.

  1. Минэнерго в установленном порядке и в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты, организует и контролирует их выполнение.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются Минэнерго коллегиально в форме постановлений.

  1. Минэнерго возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

  1. Министр:

9.1. осуществляет руководство деятельностью Минэнерго и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минэнерго задач и функций;

9.2. распределяет обязанности между своими заместителями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата Минэнерго по руководству отдельными направлениями его деятельности;

9.3. вносит предложения в Совет Министров Республики Беларусь о назначении на должность заместителей Министра, директора Департамента по ядерной энергетике, об освобождении их от должности;

9.4. принимает меры поощрения и дисциплинарного взыскания в отношении работников центрального аппарата Минэнерго, в том числе руководителя и работников Департамента по ядерной энергетике, руководителей организаций;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Минэнерго в пределах установленной численности и расходов на его содержание;

9.6. в пределах своей компетенции издает приказы и подписывает постановления;

9.7. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Минэнерго, кроме Департамента по ядерной энергетике, а также в соответствии с законодательством уставы организаций;

9.8. в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Минэнерго, руководителей организаций, за исключением руководителя Департамента по ядерной энергетике, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

9.9. утверждает графики проверок соблюдения в организациях и структурных подразделениях облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области обеспечения потребителей топливом и энергией, порядка рассмотрения обращений;

9.10. вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь проекты актов законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Минэнерго;

9.11. действует без доверенности от имени Минэнерго, представляет его интересы, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Минэнерго, открывает счета в банках, заключает договоры;

9.12. обеспечивает сохранение государственных секретов в центральном аппарате Минэнерго;

9.13. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

  1. В Минэнерго создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников центрального аппарата Минэнерго и организаций.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности Минэнерго, развития организаций.

Решения коллегии, касающиеся внутриотраслевой деятельности Минэнерго, проводятся в жизнь приказами Минэнерго, решения коллегии по иным вопросам — постановлениями Минэнерго.

В случае возникновения разногласий между Министром и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений Министр реализует свое решение и сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

  1. Для рассмотрения важнейших научно-технических проблем и направлений развития организаций в Минэнерго создается научно-технический совет. Положение о научно-техническом совете и его персональный состав утверждаются Министром.
  2. Минэнерго осуществляет административную и финансово-хозяйственную деятельность Департамента по ядерной энергетике (в части приема и увольнения работников, заключения контрактов, осуществления контроля за выполнением их условий, принятия решений об их досрочном расторжении, применения к работникам Департамента мер поощрения, наложения дисциплинарных взысканий, ведения бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства).

12-1. Содержание центрального аппарата Минэнерго осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на финансирование указанного Министерства.

  1. Минэнерго является юридическим лицом, имеет счета в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Совета Министров

Республики Беларусь

10.09.2008 № 1330

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

  1. Департамент по ядерной энергетике Министерства энергетики Республики Беларусь с правами юридического лица (далее — Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства энергетики Республики Беларусь (далее — Минэнерго), наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в области развития ядерной энергетики.
  2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.
  3. Задачами Департамента являются реализация государственной политики в области развития ядерной энергетики в Республике Беларусь, обеспечение безопасного размещения, проектирования, сооружения, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации атомной электростанции (далее — АЭС) в соответствии с требованиями законодательства.
  4. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:

4.1. организует и координирует деятельность по осуществлению строительства и эксплуатации АЭС;

4.2. разрабатывает программы в области развития ядерной энергетики, осуществляет контроль за их реализацией;

4.3. разрабатывает и организует выполнение мероприятий по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и осуществляет контроль за их реализацией;

4.4. осуществляет планирование финансовых средств для выполнения работ по проектированию, строительству, эксплуатации и выводу из эксплуатации АЭС и утилизации ядерных отходов, обеспечивает эффективное использование этих средств;

4.5. осуществляет методологическое руководство по вопросам развития ядерной энергетики;

4.6. организует и проводит информационно-разъяснительную работу по всем аспектам создания и функционирования ядерной энергетики;

4.7. взаимодействует в установленном порядке с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами (далее — государственные органы) и иными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции;

4.8. осуществляет научно-техническую политику в области развития ядерной энергетики;

4.9. обеспечивает и организует разработку нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, информационно-справочных и других документов в области развития ядерной энергетики;

4.10. анализирует практику применения законодательства в области использования атомной энергии и вносит в Минэнерго предложения по его совершенствованию;

4.11. взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам развития ядерной энергетики, в том числе представляет интересы Минэнерго в таких органах и организациях, а также в установленном порядке подготавливает к заключению международные договоры межведомственного характера;

4.12. осуществляет контроль за разработкой проектно-сметной документации по строительству АЭС, организует согласование и утверждение ее в установленном порядке;

4.13. организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку специалистов для ядерной энергетики и АЭС;

4.14. осуществляет разработку отраслевых мероприятий, организует проведение научных исследований в области ядерной энергетики, привлекает к проведению научных исследований научные организации, ученых и специалистов, в том числе иностранных;

4.15. разрабатывает и утверждает программы (планы) проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области развития ядерной энергетики;

4.16. разрабатывает мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций на АЭС;

4.17. создает комиссии по предварительным, периодическим и приемочным испытаниям оборудования и технических устройств АЭС;

4.18. рассматривает проекты нормативных правовых актов государственных органов по вопросам ядерной энергетики;

4.19. участвует в установленном порядке в расследовании обстоятельств и причин, вызвавших нарушения в работе АЭС;

4.20. организует изучение, обобщение и распространение мирового опыта в области развития ядерной энергетики;

4.21. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

4.22. осуществляет иные полномочия в соответствии с его задачами и функциями.

  1. Департамент для выполнения своих задач и функций имеет право:

5.1. привлекать в установленном порядке:

высококвалифицированных специалистов к участию в проведении экспертизы и проверок в области использования атомной энергии;

на договорной основе научные коллективы, высшие учебные заведения и иные организации для подготовки предложений по проектам комплексных и целевых программ;

5.2. осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством;

5.3. запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов и иных организаций информацию по вопросам, относящимся к его компетенции.

  1. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Директор Департамента имеет заместителя, назначаемого Министром энергетики по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

  1. Директор Департамента:

7.1. подчиняется и подотчетен Министру энергетики, подчиняется его заместителям, один из которых курирует деятельность Департамента, является членом коллегии Минэнерго по должности;

7.2. руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций;

7.3. издает в пределах предоставленных полномочий приказы, распоряжения, утверждает положения о структурных подразделениях Департамента и должностные инструкции работников Департамента;

7.4. утверждает по согласованию с Минэнерго структуру и штатное расписание Департамента в пределах установленных численности работников Минэнерго и расходов на его содержание;

7.5. в определяемом Минэнерго порядке представляет для назначения на должности и освобождения от должностей работников Департамента;

7.6. действует без доверенности от имени Департамента, представляет его интересы в отношениях с юридическими и физическими лицами, в установленном порядке распоряжается его средствами и иным имуществом, открывает счета в банках, заключает договоры в соответствии с возложенными на Департамент задачами и функциями;

7.7. подписывает при предоставлении в установленном порядке соответствующих полномочий международные договоры межведомственного характера;

7.8. обеспечивает реализацию решений коллегии Минэнерго;

7.9. осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции.

  1. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов в Департаменте создается коллегия в количестве 5 человек, в составе заместителя Министра энергетики, курирующего деятельность

Департамента (председатель коллегии), директора Департамента, его заместителя и иных работников Департамента и Минэнерго.

Положение о коллегии и персональный состав утверждаются Министром энергетики по представлению директора Департамента.

Решения коллегии оформляются протоколом. По решениям, требующим нормативного закрепления, принимаются соответствующие постановления Минэнерго.

В случае возникновения разногласий между председателем и членами коллегии решение принимает председатель коллегии и докладывает о разногласиях Министру энергетики. Члены коллегии могут проинформировать Министра энергетики о своей позиции.

  1. Департамент имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием и наименованием Минэнерго, а

также иные печати и штампы.

  1. Финансирование деятельности Департамента осуществляется на основании сметы, утверждаемой Минэнерго в пределах расходов, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование этого Министерства (в ред. постановления Совмина от 22.12.2012 N 1193)
  2. Имущество Департамента является республиканской собственностью и закрепляется за ним на

праве оперативного управления.

 

УТВЕРЖДЕНО