Ответы на поступившие обращения граждан и юридических лиц, негосударственных СМИ в рамках проведения Главой государства встречи 1 марта 2019 г. с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ «Большой разговор с Президентом».

1. Вопрос: «О подключении к электрическим сетям энергоснабжающих организаций хозяйственных построек и сооружений на земельных участках, предоставленных для ведения личных подсобных хозяйств»

Ответ:

В соответствии с частями первой и второй статьи 2 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан» (далее – Закон) под личным подсобным хозяйством граждан понимается форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель. В личном подсобном хозяйстве граждан на праве частной собственности могут находиться, в том числе хозяйственные строения и сооружения.
Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, согласно части первой статьи 4 Закона имеют право возводить в установленном законодательством Республики Беларусь порядке хозяйственные здания и сооружения, необходимые для ведения личного подсобного хозяйства, на земельных участках, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.
В соответствии с частью четвертой статьи 7 Закона при ведении гражданами личного подсобного хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, местные исполнительные и распорядительные органы должны обеспечивать строительство дорог, линий радио- и электропередачи, а также водоснабжение, газификацию, телефонизацию, мелиорацию земель.
Гражданско-правовые отношения в области электроснабжения регулируются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. и принятыми в развитие указанных норм Правилами электроснабжения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 1394 (далее − Правила электроснабжения).
Пунктом 8 Правил электроснабжения определено, что гражданин получает в местном исполнительном и распорядительном органе технические условия на присоединение электроустановок потребителя к электрической сети (далее – технические условия) в соответствии с Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 (далее – Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации, постановление № 223), в рамках реализации местным исполнительным и распорядительным органом административной процедуры, предусмотренной в подпункте 9.3.1 пункта 9.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – перечень административных процедур), либо в соответствии с Положением о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384, в рамках реализации местным исполнительным и распорядительным органом административной процедуры, предусмотренной в подпункте 9.3.2 пункта 9.3 перечня административных процедур.
При этом перечень административных процедур не содержит административные процедуры, предусматривающие выдачу энергоснабжающими организациями по заявлениям граждан технических условий в отношении капитальных строений, расположенных на не придомовой территории, а также отсутствуют административные процедуры, предусматривающие выдачу по заявлениям граждан разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию капитальных строений, расположенных на не придомовой территории.
Руководствуясь подпунктом 1.1 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», в целях максимального соблюдения интересов граждан, до урегулирования на законодательном уровне вышеуказанного вопроса, в случае необходимости подключения к электрическим сетям энергоснабжающей организации (РУП-облэнерго) принадлежащих заявителю капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на не придомовой территории и используемых для целей ведения личного подсобного хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции, необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган за выдачей разрешительной документации на строительство в соответствии с Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации.
Справочно: В соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, в том числе организуют на соответствующей территории газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение граждан, водоотведение, обеспечивают потребность населения в питьевой воде, снабжение граждан топливом.
Местный исполнительный и распорядительный орган в рамках подготовки разрешительной документации самостоятельно запросит в энергоснабжающей организации технические условия для объекта электроснабжения.
Согласно выданной разрешительной документации, включая технические условия, и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, заявителю потребуется обеспечить разработку в установленном законодательством порядке проектной документации, выполнение электромонтажных работ, электрофизических измерений.
После выполнения указанных действий заявителю необходимо в соответствии с пунктом 10.6 перечня административных процедур подать в филиал «Электрические сети»» РУП-облэнерго соответствующее заявление на подключение к электрической сети электроустановок капитального строения и представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также копии проектной документации и протоколов электрофизических измерений.

2. Вопрос: О применении нового тарифа на электрическую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения

Ответ:

Подпунктом 10.3 пункта 10 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 492 «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2019 год» на 2019 год для населения установлен предельный уровень субсидируемого государством тарифа на электрическую энергию в размере 3,35 копейки за 1 кВт∙ч для следующей тарифной группы потребителей услуг электроснабжения:

«Электрическая энергия, используемая для нужд отопления и горячего водоснабжения в жилых домах (квартирах), не оборудованных в установленном порядке системами централизованного тепло- и газоснабжения, при наличии отдельного (дополнительного) прибора индивидуального учета расхода электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения.».

Аналогичный уровень тарифа на электрическую энергию и тарифная группа для населения введены с 1 января 2019 г. пунктом 4 приложения 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166 «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

К указанной тарифной группе относятся жилые помещения (квартиры) в многоквартирных и блокированных жилых домах, одноквартирные жилые дома при соблюдении в совокупности следующих условий:

жилой дом (многоквартирный, блокированный, одноквартирный) не оборудован в установленном порядке системой централизованного теплоснабжения (для нужд отопления и (или) горячего водоснабжения);

жилой дом (многоквартирный, блокированный, одноквартирный) не оборудован в установленном порядке системой централизованного газоснабжения;

жилое помещение (квартира) в многоквартирном (блокированном) жилом доме, одноквартирный жилой дом оборудовано в установленном порядке стационарно установленными приемниками электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения жилого помещения (квартиры) и отдельным (дополнительным) прибором индивидуального учета расхода электрической энергии, к которому подключены данные приемники электрической энергии.

С введением указанного тарифа в энергоснабжающих организациях, входящих в систему Минэнерго, разработан единый подход по рассмотрению обращений граждан, решивших использовать электрическую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения в жилых домах. Порядок перехода на использование электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в жилых домах предусматривает всю последовательность действий от уточнения в энергоснабжающей организации наличия технической возможности на увеличение разрешенной к использованию электрической мощности до непосредственного перехода на оплату по указанному тарифу (данный порядок размещен на официальном сайте Министерства энергетики в глобальной компьютерной сети Интернет в рубрике «Новости» под названием «Новое в законодательстве: использование электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения – пошаговые действия»).

Действительно в некоторых населенных пунктах распределительные электрические сети внешнего электроснабжения имеют ограниченный резерв пропускной способности, что не позволяет до проведения их полной реконструкции значительно увеличивать электрическую нагрузку жилых домов (квартир).

Пропускная способность распределительных электрических сетей внешнего электроснабжения в таких населенных пунктах (60 — 90 годов застройки) рассчитывалась исходя из строительных норм, которые предусматривали расчетную электрическую нагрузку индивидуального жилого дома не повышенной комфортности на уровне не более 3,5 кВт, расчетная электрическая нагрузка индивидуального жилого дома повышенной комфортности (коттеджа) предполагалась на уровне не более 11,5 кВт.

Исходя из расчетных электрических нагрузок индивидуальных жилых домов выбиралась установленная электрическая мощность силового трансформатора на трансформаторной подстанции, пропускная способность воздушных линий электропередачи в распределительной электрической сети. При этом завышение установленной электрической мощности данных трансформаторов и пропускной способности данных линий в целях создания резерва на неопределенный период законодательством не предусмотрено.

Не всегда замена силового трансформатора на трансформатор большей электрической мощности и увеличение пропускной способности воздушных линий электропередачи позволяет решить вопрос с увеличением электрической нагрузки индивидуальных жилых домов, так как для обеспечения необходимого качества электрической энергии может потребоваться строительство дополнительных линий и трансформаторных подстанций, что в густо застроенных населенных пунктах проблематично.

Министерство энергетики Республики Беларусь, ГПО «Белэнерго» и входящие в его состав областные энергоснабжающие организации (далее – РУП-облэнерго), прилагают все возможные усилия для удовлетворения потребностей граждан в электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, однако одновременно приступить к реконструкции электрических сетей напряжением 0,4 – 10 кВ в более чем 19 500 сельских населенных пунктах республики не представляется возможным как с организационной, так и с финансовой точек зрения.

Для изучения заинтересованности граждан в использовании электрической энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения ГПО «Белэнерго» разработана форма опросного листа, которая используется филиалами «Электрические сети» РУП-облэнерго во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами для изучения потребности граждан в увеличении разрешенной к использованию электрической мощности для нужд отопления и горячего водоснабжения.

Справочно: В соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, в том числе организуют на соответствующей территории газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение граждан, водоотведение, обеспечивают потребность населения в питьевой воде, снабжение граждан топливом.

3. Вопрос: О тарифах (ценах) на электрическую энергию и сжиженный углеводородный газ от индивидуальных баллонных установок в зависимости от наличия (отсутствия) регистрации граждан по месту жительства (месту пребывания) в жилых домах в сельской местности

 Ответ:

В настоящее время население при оплате услуг электро-, газоснабжения (природным газом), снабжения сжиженным газом не полностью возмещает экономически обоснованные затраты энерго- и газоснабжающих организаций, входящих в систему Министерства энергетики, на оказание данных коммунальных услуг.

Недокомпенсируемая населением доля затрат на оказание коммунальных услуг включается в тарифы (цены) на энергоресурсы для остальных групп потребителей, т.е. предприятий и организаций, осуществляющих производство товаров, работы и услуг, в том числе для населения. Данная мера является перекрестным субсидированием в тарифах (ценах) на энергоресурсы и используется в целях оказания государством поддержки населению при оплате коммунальных услуг.

Однако в настоящее время снижение объема перекрестного субсидирования в тарифах (ценах) на энергоресурсы для предприятий и организаций является одной из задач социально-экономического развития республики, что связано с необходимостью улучшения финансово-экономического положения предприятий и организаций и снижения затрат на производство ими товаров, работ и услуг.

Порядок оплаты населением услуг электроснабжения и снабжения сжиженным газом регулируется Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня
2014 г. № 571 (далее – Положение).

Пунктами 44, 45 Положения предусмотрена возможность для неработающих пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, лиц, имеющих право на льготы в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», инвалидов III группы при временной регистрации по месту пребывания в находящихся в их собственности жилых помещениях, в том числе в жилых домах в сельской местности, оплачивать услуги электроснабжения и снабжения сжиженным газом по субсидируемым тарифам (ценам).

В сельской местности постановку на временный регистрационный учет (до 1 года) осуществляют сельские (поселковые) исполнительные комитеты. При этом указанной категории граждан не требуется сниматься с регистрационного учета по основному месту жительства.

Тарифы (цены) на услуги электроснабжения и снабжения сжиженным газом для населения установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1166 «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – Постановление № 1166).

Постановлением № 1166 установлены для населения тарифы (цены) на электроэнергию, газ, субсидируемые государством, и тарифы (цены), обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат.

Таким образом, в случае регистрации по месту жительства (месту пребывания с учетом особенностей, установленных пунктами 44, 45 Положения) отпуск сжиженного газа в баллонах весом
21 кг (50 л) в пределах норм потребления (до 5 баллонов включительно на каждого гражданина, зарегистрированного по месту жительства (по месту пребывания) нарастающим итогом с 1 января), а также оказание услуг электроснабжения будет осуществляться по субсидируемым ценам (тарифам).

Справочно: По состоянию на 1 марта 2019 г.:

субсидируемая цена сжиженного газа в баллонах весом 21 кг (50 л) в пределах норм потребления составляет 16,35 рубля за 1 баллон; цена, обеспечивающая полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг по снабжению сжиженным газом, – 37,35 рублей за 1 баллон;

субсидируемый одноставочный тариф для одноквартирного (блокированного) жилого дома, не оборудованного электроплитой, составляет 0,1746 рублей за 1 кВт∙ч; экономически обоснованный одноставочный тариф для одноквартирного (блокированного) жилого дома, в котором не имеется зарегистрированных граждан, составляет 0,1921 рублей за 1 кВт∙ч.

Дополнительно сообщаем, с учетом вступивших в силу с 1 марта 2019 г. норм Положения, оплата за услуги электроснабжения и снабжения сжиженным газом по субсидируемым тарифам (ценам) возможна в случае регистрации по месту жительства по указанному адресу любого гражданина (вне зависимости от степени родства с собственником жилого дома). Субсидируемые тарифы (цены) на указанные услуги применяются с даты подачи заявления в газо-, энергоснабжающую организацию соответственно.

4. Вопрос газеты «Солидарность»:  Об использовании электроэнергии от Белорусской АЭС

Ответ:

Увеличение потребления электрической энергии в Республике Беларусь в условиях ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС будет способствовать улучшению технико-экономических показателей работы Белорусской энергосистемы.

С учетом изложенного в последние годы заинтересованными органами государственного управления под руководством Правительства Республики Беларусь активно прорабатываются возможные направления увеличения потребления электрической энергии в стране.

Одним из результатов данной работы является принятие Советом Министров Республики Беларусь постановления от 6 августа 2018 г.
№ 579 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2016 г. № 169», которым утвержден межотраслевой комплекс мер по увеличению потребления электроэнергии до 2025 года (далее – межотраслевой комплекс мер).

В настоящее время указанная работа продолжена в рамках функционирования межведомственной рабочей группы, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь 27 ноября 2018 г. № 352р (далее – рабочая группа), которой рассмотрены различные варианты обеспечения прироста электропотребления в республике.

На основании экономически обоснованных предложений рабочей группы межотраслевой комплекс мер в ближайшее время будет дополнен рядом инвестиционных проектов.

Справочно:

Актуализированный и дополнительный межотраслевой комплекс мер позволит обеспечить увеличение электропотребления
на 2,7 млрд. кВт∙ч к 2033 году, в 2021 году (следующим за вводом
в эксплуатацию Белорусской АЭС) – на 1,2 млрд. кВт∙ч.

Рабочей группой подготовлен перечень перспективных проектов, требующих дополнительной проработки (технико-экономического обоснования, определения потенциальных объемов увеличения электропотребления и источников финансирования), по которым органами государственного управления по принадлежности будет принято решение о целесообразности их включения в очередные пятилетние государственные программы и программы социально-экономического развития областей.

Также, Правительством Республики Беларусь принимаются меры по совершенствованию тарифной политики на электрическую энергию, направленные на повышение экономической привлекательности использования электрической энергии для целей отопления и горячего водоснабжения, как потребителями реального сектора экономики, так
и населением, а также для целей зарядки электротранспорта.

Работа по совершенствованию тарифной политики на электрическую энергию будет продолжена, в том числе с учетом анализа эффективности уже принятых решений.

В целях создания условий для расширения использования электротранспорта в республике принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 июля 2018 г. № 273 «О стимулировании использования электромобилей» (далее – Указ), которым определен комплекс соответствующих преференций.

В развитие Указа Правительством Республики Беларусь принято постановление от 10 октября 2018 г. № 731 «Об утверждении Программы создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей». Программа направлена на развитие в Республике Беларусь экономически эффективной государственной зарядной сети для зарядки электромобилей, отвечающей современным мировым стандартам.

Таким образом, в Республике Беларусь приняты и осуществляются конкретные планы по реализации инвестиционных проектов, направленных на увеличение электропотребления, а также разработаны и реализуются мероприятия по повышению доступности и экономической привлекательности использования электрической энергии потребителями реального сектора экономики и населением.